я

Заводные машинки

doll

Чего в моем журнале до сих пор не было - так это клокпанка, то есть раздела таймпанка, посвященного эпохе шестеренок и пружинно-маятниковых технологий. Сегодня я хочу слегка наверстать упущенное. Клокпанк принято ставить на шкале времени перед стимпанком и отождествлять с механическими часами, музыкальными шкатулками и заводными игрушками-автоматонами. Сюда же можно отнести колесцовый и кремневый оружейные замки, а также некоторые другие механизмы, появившиеся в XVI-XVIII веках.
Также принято считать, что пружинные двигатели на полноразмерных, а не игрушечных транспортных средствах можно встретить лишь в произведениях жанра технофэнтези, вроде популярной компьютерной игры Syberia. Однако это не совсем так. Целый ряд изобретателей в XIX веке пытался использовать пружинные аккумуляторы энергии для привода в действие самодвижущихся экипажей. Любопытно, что происходило это уже те времена, когда по рельсам во-всю бегали паровозы, а по шоссейным дорогам ездили паромобили. Рассмотрим несколько таких проектов.

14628650_1_x

В 1883 году в американском штате Нью-Джерси образовалось акционерное общество "Компания автоматических пружинных экипажей", которое планировало путем продажи акций собрать деньги на постройку линии пружинного трамвая. По замыслу авторов, трамвайные вагоны должны были двигаться за счет раскрутки мощных пружин, которые заводились на остановках стационарными паровыми машинами. Завода должно было хватать на три мили хода, то есть примерно на 4,5 километра, что, прямо скажем, весьма сомнительно. Вверху помещено изображение одной из акций компании, а на нем - рисунок "заводного трамвая".
Неизвестно, сколько средств удалось привлечь, однако строительство дороги так и не было начато. Возможно, вся эта затея изначально являлась финансовой аферой.

US311305-0
"Пружиномобиль" Ричарда Гарланда, запатентованный в 1885 году, имел рессорную подвеску и мог перевозить двоих пассажиров. Двигатель с двумя спиральными пружинами (g и g1 - на левом чертеже, К - на правом) заводился вращением рукояток j и j1. О реализации проекта ничего не известно. Скорее всего, подобно пружинному трамваю, он так и остался на бумаге.

US447331-0
US447331-2
Заводной двухместный трицикл Дэвиллы Клэра, получивший американский патент в 1891 году, имел довольно сложную конструкцию. Пружину можно было заводить как на стоянке, так и на ходу, двигая взад-вперед рычаг, а на спусках она заводилась автоматически за счет энергии торможения. Повозка также имела механизм переключения передач. Очень впечатляюще выглядит огромный центробежный регулятор, не позволявший машине, по замыслу автора, развивать слишком большую скорость при езде под уклон.
В патентной заявке Клэр написал, что поездки на его экипаже не только доставят удовольствие, но и будут хорошим физическим упражнением. Однако воплощения в металле его проект так и не дождался.

daniel-lybe

Одноместная прогулочная пружинная повозка Лайба и Найклза, запатентованная и 1892 году и почему-то названная ее авторами "велосипедом". По конструкции она гораздо проще клэровского трицикла. Проехав определенное (весьма небольшое) расстояние, водитель должен был слезать на землю и с помощью приставной рукоятки заводить пружину. Проект также не был реализован.

spring_motor_quadricycle

Судя по подписи к этой фотографии, длиннобородый джентльмен сидит на некоем квадроцикле с пружинным мотором. К сожалению, никакой другой информации об этой машине мне найти не удалось, дата и место съемки также неизвестны. Но если подпись к снимку соответствует действительности. то он является свидетельством того, что, по крайней мере, один заводной автомобиль все-же существовал.

А теперь перенесемся из конца позапрошлго века в наши дни. Совсем недавно мастеровитый американский байкер Джонни Пэйфон на спор соорудил мотоцикл с двигателем из двух мощных витых пружин. Однако испытания показали, что их энергии хватает всего лишь на несколько десятков метров ровной дороги.

wag1

wag3
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
В британском музее артиллерии в Лондоне есть пружинный пулемет. :)
Здорово! Хотелось бы на него посмотреть. А фотографии у Вас нет?

Edited at 2013-12-28 05:51 pm (UTC)
Спасибо! Любопытная штуковина, ни разу такую не видел.
Многие дети любят заводные игрушки, но некоторые сохраняют эту любовь на всю жизнь. :)