Ровно 85 лет назад, 16 декабря 1936 года, в Испании состоялся боевой дебют "Мессершмитта" Bf-109, которого многие считают лучшим поршневым истребителем Второй мировой войны. Вопрос, конечно, дискуссионный и далеко не все разделяют эту точку зрения, но с тем, что "месссер" был отличной и высокоэффективной боевой машиной, согласятся, наверное, все.
У наших летчиков Bf-109 вскоре получил прозвище "худой" за тонкий веретенообразный фюзеляж, который резко контрастировал с короткими бочкообразными фюзеляжами советских истребителей второй половины 1930-х годов. Но это будет позже, а в тот день советские добровольцы "мессершмитта" просто не заметили. Во всяком случае, никто из них не упомянул в своем докладе о каком-то новом вражеском истребителе с необычным силуэтом. Все написали только о ставших уже привычными бипланах "Фиат" и "Хейнкель".
Примерно в 13.30 франкисты и немцы из легиона "Кондор" предприняли очередной крупный налет на Мадрид, в котором участвовали 30 бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей. На перехват взлетели все боеспособные машины мадридского аэроузла: 22 "Ишака" и 14 И-15.
Воздушное сражение завершилось для наших пилотов очень успешно: были сбиты четыре "Хейнкеля-51" и "Фиат", а один из "Юнкерсов" загорелся, сбросил бомбы на собственные войска и совершил аварийную посадку у линии фронта. Остальные бомбардировщики развернулись и улетели обратно, отказавшись от выполнения приказа.
Интересно, что наши летчики почти не завысили свои успехи, доложив о семи воздушных победах при шести реальных. А у немцев "отличился" только пилот "Месершмитта" гауптман Вернер Пальм, заявивший, вернувшись из полета, что он якобы сбил истребитель "Боинг", очевидно, спутав его с И-16. Однако на самом деле все республиканские пилоты благополучно вернулись на свои аэродромы, бой для них прошел без потерь.
В общем, дебют "худого" за Пиренеями получился не впечатляющим. Но в дальнейшем эти истребители добились в Испании выдающихся успехов, да и не только в Испании. Но это уже другая история.
"Мессершмитт" пилота легиона "Кондор" оберлейтенанта Гюнтера Лютцова, на котором он отобразил свою любовь к пиву и первую воздушную победу, одержанную им 6 апреля 1937 года. Лютцов прошел почти всю Вторую мировую войну, сбил, по официальным немецким данным, 105 вражеских самолетов (большинство из них - на восточном фронте) и пропал без вести 24 апреля 1945 года, взлетев на перехват американских бомбардировщиков на реактивном истребителе Ме-262.
Bf-109 первой серийной модификации с двухлопастным деревянным винтом на одном из испанских полевых аэродромов.
Journal information