В качестве дополнения к предыдущей заметке стоит упомянуть еще об одной весьма любопытной финской разработке в области истребительной авиации. Речь идет об истеребителе "Пьорремюкскю" (Pyorremyrsky - сильная буря или ураган), который был заказан в ноябре 1942 года, когда стало ясно, что "Мюрскю" получился не очень удачным, а его характеристики не отвечают требованиям времени.
К тому времени финны договорились с немцами о поставке крупной партии двигателей "Даймлер-Бенц" DB-605A мощностью 1475 л.с., стоявших на "Мессершмиттах" серии G. Причем двигатели поставлялись вместе с винтами VDM, радиаторами, моторамами и прочими сопутствующими агрегатами. Поскольку этот мотор был почти в полтора раза мощнее, чем установленный на "Мюрскю" "Пратт-Уитни", финны надеялись получить значительный прирост летных данных.
Однако о поставках дюраля договориться не удалось, поэтому "Ураган", в отличие от "Мессершмитта", был цельнодеревянным. Древесины в нем содержалось даже больше, чем в "Мюрскю", так как из нее сделали не только крыло и оперение, но и хвостовую часть фюзеляжа. представлявшую собой "скорлупу", выклеенную на болванке из березового шпона.
Таким образом, конструктивно-силовая схема "Пьорремюкскю" полностью повторяла конструкцию советского истребителя ЛаГГ-3 по прозвищу "утюг", хорошо изученного финскими инженерами, после того как несколько таких машин попало к ним в руки в качестве трофеев. Но при этом по внешним очертаниям и геометрическим размерам "Ураган" был почти идентичен "Мессершмитту". Только вертикальное оперение финны зачем-то увеличили, хотя, на "мессере" оно считалось вполне достаточным.
Сперва планировалось изготовить не менее сотни "Ураганов", а первый из них выставить на испытания весной 1944 года. Однако по разным причинам постройка прототипа сильно затянулась, а после подписания в сентябре того же года перемирия с Советским Союзом она и вовсе прекратилась, поскольку военные аннулировали заказ и обрезали финансирование.
Но в следующем году руководство завода "Валтион Лентоконетендас" решило все же закончить почти готовый прототип и провести его летные испытания, чтобы узнать, насколько удачная машина у них получилась. Первый полет "Пьорремюкскю" состоялся 21 ноября 1945-го, а затем в течение двух лет он еще 30 раз поднимался в воздух, налетав в общем счете 27 часов.
В ходе этих полетов были замерены его характеристики. Интересно сопоставить их с характеристиками базовой модели, то есть, истребителя Bf-109G, обладавшего точно такой же силовой установкой и вооружением (20-мм мотор-пушка и два синхронных крупнокалиберных пулемета). Прежде всего, обращает на себя внимание то, что "деревянный мессер" получился почти на четыре центнера (!) тяжелее дюралевого. "Пьорремюкскю" без топлива, масла, воды, пилота и боеприпасов весил 2619 кг, а Bf-109G6 - всего 2247.
При той же мощности мотора это означало значительное снижение энерговооруженности, а соответственно - летных характеристик, что и проявилось на испытаниях. Максимальная скорость Bf-109G6 составляла 650 км/ч, а "Пьорремюкскю" - 620. Немецкий "Мессер" набирал высоту 12000 метров, финский - 11200. Максимальная скороподъемность у Bf-109G - 23 м/с, у "Пьорремюкскю" - только 17. Такова была плата за использование дерева вместо дюраля, не говоря уж о других негативных моментах, состоящих в том, что древесина гниет, впитывает влагу и гораздо хуже выдерживает боевые повреждения.
После завершения испытаний "Пьорремюкскю" сперва хотели сдать в утиль, но потом приняли более правильное решение передать его в военный музей, где он и стоит до сих пор.
"Мессершмитт" Bf-109G с финскими опознавательными знаками времен войны и его финский "отпрыск" - истребитель "Пьорремюкскю" в том же масштабе.
"Пьорремюкскю" на испытаниях.
"Пьорремюкскю" в военном музее.
Journal information