Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Квадратный стрекозел



Ровно 80 лет назад, 13 января 1942 года, совершил первый полет вертолет Сикорского R-4 - первый в мире крупносерийный винтокрылый летательный аппарат и единственный вертолет Антигитлеровской коалиции, принимавший участие во Второй мировой войне. Он был сделан на базе первого удачного вертолета Сикорского VS-300, но в отличие от него был двухместным, имел более мощный мотор и полностью закрытую кабину. В перегрузку R-4 мог взять на борт двоих пассажиров.

В отличие от чисто экспериментального VS-300, эта машина создавалась в расчете на практическое применение. Она успешно прошла летные испытания, попутно установив мировые вертолетные рекорды дальности, скорости и высоты полета, пролетев без посадки 415 км, разогнавшись до 145 км/ч и поднявшись на 3700 м над уровнем моря. С пассажиром R-4 набирал высоту 2800 м.

R-4 получился надежным и дешевым, чему способствовала очень простая конструкция. Фюзеляж представлял собой ферму квадратного сечения, сваренную из стальных труб и обшитую полотном, причем на первом экземпляре обшивки не было вообще. Выглядел аппарат довольно неказисто, но это никак не сказывалось на летных характеристиках.

Американская армия оценила перспективную разработку. 5 января 1943 года командование ВВС США заказало 29 предсерийных экземпляров для всесторонних войсковых испытаний, а потом - еще 100 серийных машин. К ноябрю 1944-го контракт был исполнен. Но дальнейших заказов не последовало, поскольку у Сикорского уже имелся более совершенный четырехместный вертолет H-5, который запустили в серию в начале 1945 года.

R-4 к тому времени уже давно несли фронтовую службу в Бирме, Китае и на островах Тихого океана, занимаясь эвакуацией раненых, доставкой срочной военной корреспонденции, поиском и спасением сбитых пилотов. Первую спасательную операцию они провели 22 апреля 1944 года, эвакуировав из бирманских джунглей экипаж потерпевшего аварию английского связного самолета.

45 R-4 американцы в 1944 году передали по ленд-лизу своим британским союзникам, но те не успели применить их на фронте. Шесть вертолетов получила служба береговой охраны США, которая использовала их для патрулирования тихоокеанского побережья, а 38 машин пошли на комплектацию первого в мире военно-авиационного училища вертолетчиков. Американцы уже тогда понимали, какую большую роль будут играть вертолеты в будущих военных конфликтах.

На заставке - первый прототип R-4, еще без обшивки.


Игорь Сикорский лично демонстрирует подвесную спасательную лебедку, гарантируя ее надежность.


Слева - Сикорский в брезентовой лямке спасательной системы. Справа - силовая установка R-4 с двигателем редуктором, бензиновым и масляным баками.


Подъем пассажира на R-4 по веревочной лестнице в режиме висения на высоте нескольких метров. На вертолет нанесены опознавательные знаки образца первой половины 1942 года.


Испытания R-4 с поплавковым амфибийным шасси над палубой английского транспортного корабля "Дагестан", переделанного в вертолетоносец.


R-4 службы береговой охраны.

R-4 американских ВВС. Обратите внимание на выхлоп под хвостовой балкой.


R-4 в стандртной оливково-зеленой окраске американской армейской авиации времен Второй мировой войны.


R-4 в британском авиамузее.
Tags: ВВС, Вторая мировая, История, США, авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Обманули дурака

    Ровно 35 лет назад, 3 декабря 1989 года, Михаил Горбачев после очередной "триумфальной" встречи с президентом США Рональдом Рейганом…

  • Креативный, креативный, зови меня так!

    А какой у вас тип мышления?

  • Ну, вот и всё?

    Зеленский в интревью японскому информагентству "Киодо" впервые публично заявил, что Украина не в состоянии отбить утраченные в войне с…

promo vikond65 март 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Обманули дурака

    Ровно 35 лет назад, 3 декабря 1989 года, Михаил Горбачев после очередной "триумфальной" встречи с президентом США Рональдом Рейганом…

  • Креативный, креативный, зови меня так!

    А какой у вас тип мышления?

  • Ну, вот и всё?

    Зеленский в интревью японскому информагентству "Киодо" впервые публично заявил, что Украина не в состоянии отбить утраченные в войне с…