Ровно 80 лет назад, 13 января 1942 года, совершил первый полет вертолет Сикорского R-4 - первый в мире крупносерийный винтокрылый летательный аппарат и единственный вертолет Антигитлеровской коалиции, принимавший участие во Второй мировой войне. Он был сделан на базе первого удачного вертолета Сикорского VS-300, но в отличие от него был двухместным, имел более мощный мотор и полностью закрытую кабину. В перегрузку R-4 мог взять на борт двоих пассажиров.
В отличие от чисто экспериментального VS-300, эта машина создавалась в расчете на практическое применение. Она успешно прошла летные испытания, попутно установив мировые вертолетные рекорды дальности, скорости и высоты полета, пролетев без посадки 415 км, разогнавшись до 145 км/ч и поднявшись на 3700 м над уровнем моря. С пассажиром R-4 набирал высоту 2800 м.
R-4 получился надежным и дешевым, чему способствовала очень простая конструкция. Фюзеляж представлял собой ферму квадратного сечения, сваренную из стальных труб и обшитую полотном, причем на первом экземпляре обшивки не было вообще. Выглядел аппарат довольно неказисто, но это никак не сказывалось на летных характеристиках.
Американская армия оценила перспективную разработку. 5 января 1943 года командование ВВС США заказало 29 предсерийных экземпляров для всесторонних войсковых испытаний, а потом - еще 100 серийных машин. К ноябрю 1944-го контракт был исполнен. Но дальнейших заказов не последовало, поскольку у Сикорского уже имелся более совершенный четырехместный вертолет H-5, который запустили в серию в начале 1945 года.
R-4 к тому времени уже давно несли фронтовую службу в Бирме, Китае и на островах Тихого океана, занимаясь эвакуацией раненых, доставкой срочной военной корреспонденции, поиском и спасением сбитых пилотов. Первую спасательную операцию они провели 22 апреля 1944 года, эвакуировав из бирманских джунглей экипаж потерпевшего аварию английского связного самолета.
45 R-4 американцы в 1944 году передали по ленд-лизу своим британским союзникам, но те не успели применить их на фронте. Шесть вертолетов получила служба береговой охраны США, которая использовала их для патрулирования тихоокеанского побережья, а 38 машин пошли на комплектацию первого в мире военно-авиационного училища вертолетчиков. Американцы уже тогда понимали, какую большую роль будут играть вертолеты в будущих военных конфликтах.
На заставке - первый прототип R-4, еще без обшивки.
Игорь Сикорский лично демонстрирует подвесную спасательную лебедку, гарантируя ее надежность.
Слева - Сикорский в брезентовой лямке спасательной системы. Справа - силовая установка R-4 с двигателем редуктором, бензиновым и масляным баками.
Подъем пассажира на R-4 по веревочной лестнице в режиме висения на высоте нескольких метров. На вертолет нанесены опознавательные знаки образца первой половины 1942 года.
Испытания R-4 с поплавковым амфибийным шасси над палубой английского транспортного корабля "Дагестан", переделанного в вертолетоносец.
R-4 службы береговой охраны.
R-4 американских ВВС. Обратите внимание на выхлоп под хвостовой балкой.
R-4 в стандртной оливково-зеленой окраске американской армейской авиации времен Второй мировой войны.
R-4 в британском авиамузее.
Journal information