Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Монинский дизельпанк

Рассмотрим еще один раритет из Монинского музея, но на сей раз речь пойдет о двигателе внутреннего сгорания.

P1000644

P1000643

P1000645

Это авиационный мотор, изготовленный в 1914 году на московском заводе "Дукс" по проекту инженера А.В. Нестерова. Кстати, в некоторых источниках, например, в мудрейшей Википедии, написано, что его создателем был знаменитый летчик Нестеров, однако это полная чушь. Во-первых, основоположник высшего пилотажа никогда не занимался моторостроением, а во-вторых, его звали Петр Николаевич, что никак не сочетается с инициалами А.В.

Но вернемся к мотору. В нем многое необычно, а кое-что просто удивительно. Прежде всего, этот звездообразный мотор имеет водяное, а не воздушное охлаждение, что само по себе большая редкость. Насколько мне известно, подобные двигатели выпускала только французская фирма Salmson. Семицилиндровая "звезда" водяного охлаждения Salmson-M7 появилась в 1913 году, очевидно, она и послужила "источником вдохновения" для А.В. Нестерова. Но кинематическая схема французского мотора была вполне обычной, а Нестеров придумал очень оригинальный способ установки коленчатого вала. Как видно на нижнем снимке, его задний конец не был закреплен, а опирался на шестерню, которая при работе мотора свободно катилась по кольцевой зубчатой проточке в задней стенке картера, то есть совершала гипоциклические движения. Поэтому конструктор дал своему изделию  название "Гипоцикл".

Но самое интересное то, что при тщательном осмотре двигателя я не нашел в нем никаких устройств для подачи топливной смеси. Единственный клапан, ввинченный в головку цилиндра, служит для выхлопа (это хорошо видно на среднем снимке), а впускного клапана попросту нет! Также нет трубок, подводящих горючую смесь в камеры сгорания. Тонкостенные патрубки, припаянные к медным рубашкам охлаждения цилиндров, служат для циркуляции воды, а к топливной системе не имеют отношения.

Каким же образом горючее попадало в цилиндры? Единственное, что приходит на ум, это предположение, что в качестве впускных клапанов работали поршни, как в авиамодельных и некоторых мотоциклетных моторах, хотя, ни в одном другом авиационном двигателе подобная система впуска мне не встречалась.

Как бы там ни было, а испытания "Гипоцикла" были признаны неудачными. После закрытия программы его препарировали и отправили в одно из училищ ВВС в качестве наглядного пособия. Очевидно, на его примере курсантам объясняли, как не надо проектировать авиадвигатели. В конце 1950-х годов этот яркий образец дизельпанка оказался в Монино, однако тамошние экскурсоводы почти ничего не знают о его истории. 
Tags: История, Россия, авиация, дизельпанк
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments