Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

На всех парах по Эдинбургу

В начале семидесятых годов позапрошлого века город Эдинбург можно было назвать не только столицей Шотландии, но и мировой столицей стимпанка, поскольку по улицам этого города уже курсировали паровые автобусы, причем различных моделей, чего не было даже в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине и Санкт-Петербурге.

landscapes-thomson-s-road-steamer-and-coal-waggons-antique-print-1870-141942-p
Все началось с того, что местный изобретатель Роберт Уильям Томсон в 1869 году наладил вывоз угля с шахт на безрельсовом грузовом поезде собственной конструкции. Вскоре к нему пришла мысль о том, что локомотив этого поезда вполне годится и для перевозки пассажиров, надо только разработать соответствующий вагон.

scotland-thomson-s-rd-ship-edinburgh-old-print-1870-106251-p
Уже через год первый паровой автобус Томсона вышел на испытания. Он представлял собой большую двухэтажную "двуколку", прицепленную к трехколесному паровозу. Машина, получившая название "Нью Фаворит", весила 19 тонн и могла перевозить до 40 человек: 16 на первом этаже, где в салоне стояли мягкие диваны, и 24 - на втором, где вдоль открытых бортов шли простые деревянные лавки.

Image11psp
В сентябре 1871 года появился второй автобус с усовершенствованным локомотивом и немного видоизмененным вагоном. Он был заказан колониальным правительством Индии, но по какой-то причине остался в Шотландии, где и стал возить пассажиров.

J0321871287
Статья о новом автобусе Томсона с рисунком его общего вида и чертежом парового котла в октябрьском номере журнала The Engineer за 1871 год.

TR-RAN-ET3_24_10
Был и третий тип, состоявший из паровоза с горизонтальным котлом и двухосной двухэтажной кареты.

J0290870052
Паровые маршрутки для Эдинбурга проектировал не только Томсон. В 1870 году инженер Хэррис запатентовал и вскоре построил трехколесный двухэтажный автобус "Пионер".

TR-RAN-ET3_24
Внешний вид готового "Пионера" несколько отличался от патентного чертежа, но общая конструктивная схема не изменилась. Любопытно выглядит длинная дымовая труба, идущая горизонтально между лавками второго этажа и выведенная за корму. Как видно на снимке, кататься на "Пионере" не боялись даже маленькие дети.

J0330872222
Еще один шотландский паровой омнибус, спроектированный инженером Леонардом Тоддом, был назван "Эдинбургом" и запатентован в 1872 году. У него, опять же, два этажа, четыре колеса и целых две трубы. Правда, мне не удалось выяснить, был ли он построен или так и остался на бумаге.
Tags: История, стимпанк, техника, транспорт
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments