я

Паучок наоборот

Наверняка многие знают, что во второй половине XIX века среди состоятельных любителей спорта в Европе и Северной Америке пользовались большой популярностью велосипеды типа "паук" (он же "пенни-фартинг") с огромным передним колесом и крошечным задним.

extrai10

Благодаря размерам ведущего колеса такие велосипеды развивали приличную скорость, однако у них был серьезный недостаток, делавший эти спортивные снаряды весьма опасными. При попадании переднего колеса в выбоину, наезде на препятствие или просто при резком торможении заднее колесо подбрасывало вверх, а велосипедист по инерции летел вперед и вниз, лицом в землю, нередко получая серьезные травмы. Особенно опасным было торможение на спуске, в этом случае кульбит через руль становился почти неизбежным.

velosiped-pauk

В 1880 году американцу Джорджу Пресси пришла в голову очевидная мысль избавить спортсменов от этой угрозы, просто-напросто поменяв местами переднее и заднее колеса велосипеда. В том же году он запатентовал свое изобретение, представлявшее собой "паука", как бы повернутого задом наперед.

steampunk-leisure-paint

Впрочем, в велосипеде Пресси было и еще одно новшество - оригинальный рычажный передаточный механизм, связывающий педали с осью ведущего колеса. Как видно на патентном чертеже, ездок на этом велосипеде должен был не крутить педали, а "переминаться с ноги на ногу", что позволяло более эффективно использовать его мускульную силу и массу.

American_Star_Bicycle_Drivetrain,_1884
Передаточный механизм велосипеда Пресси крупным планом. Шатуны передают усилие на ведущие барабаны с помощью фрикционных кожаных ремней.

Will_Robertson_of_the_Washington_Bicycle_Club_riding_an_American_Star_Bicycle_down_the_steps_of_the_United_States_Capitol_in_1885
Слева - рекламная листовка велосипеда Пресси, который продавался под претенциозной торговой маркой "Американская звезда".
Справа - велогонщик Уилл Робертсон, опять же, в рекламных целях съезжает на этом велосипеде по ступеням лестницы Конгресса в Вашингтоне. На обычном "пауке" подобный трюк был в принципе невозможен.

American-Star-Bicycle-2
Еще два рекламных объявления о различных модификациях "Американской звезды". На левом рисунке показано, что велосипед уже имел резиновые шины, правда, не надувные, а сплошные.

American_Star,_51_inch,_HB_Smith_Machine_Company,_Smithfield,_NJ,_1885

39_x_24_Star_Bicycle
Пара образцов велосипедов Пресси, неплохо сохранившихся до наших дней.

1884_Copeland_Steam_Cycle_(replica)_The_Art_of_the_Motorcycle_-_Memphis

Американцы не были бы американцами, если бы никто из них не догадался оснастить велосипед Пресси паровым двигателем, тем самым превратив его в мопед. Однако уже в 1884 году Люциус Коупленд из штата Аризона построил на базе стандартной "Американской звезды" вот такое средство передвижения с паровой машиной собственной конструкции, работавшей на спирту. Пароцикл Коупленда развивал скорость 24 км/ч, на разведение паров уходило всего пять минут, а запасов воды и топлива хватало примерно на час езды.

К сожалению, Коупленду не удалось заинтересовать своим экипажем американских промышленников, а собственных средств на организацию серийного производства у него не было. Поэтому его пароцикл остался в единственном экземпляре. Оригинал машины не сохранился, а на снимках представлена реплика, которая экспонируется в мотоциклетном музее города Мемфис.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Re: У самобеглой коляски...
Это верно, правда, пока не найдено никаких документальных доказательств того, что "самокатка" Кулибина реально была построена. Есть только ее чертеж, причем весьма схематичный, из которого непонятно, как выглядели передачи от педалей к маховику и от маховика - к колесам.
http://famouspeoples.net/img/IvanPetrovichKulibin_image014.jpg
А схема, которую Вы разместили, это уже современная реконструкция.
Re: У самобеглой коляски...
>А схема, которую Вы разместили, это уже современная реконструкция.
Чего уж нашлось! :)
ЗЫ: с Днём варенья!
С Днем Рождения! Мне интересно Вас читать.
Тут машина сообщает мне - день рождения у Вас!
Поздравляю! Желаю удачи в делах, здоровья в теле и ясности в уме, независимо от условий и обстоятельств!
Сам же с интересом продолжу читать Ваш крайне интересный журнал.
Интересно. Попались два таких велосипеда в Музее Припарижья в Sceaux

Назывались Le Grand Bi
Спасибо, это типичный "паук", но спицовка на переднем колесе у него очень интересная, я раньше такой не видел.