я

Паучок наоборот

Наверняка многие знают, что во второй половине XIX века среди состоятельных любителей спорта в Европе и Северной Америке пользовались большой популярностью велосипеды типа "паук" (он же "пенни-фартинг") с огромным передним колесом и крошечным задним.

extrai10

Благодаря размерам ведущего колеса такие велосипеды развивали приличную скорость, однако у них был серьезный недостаток, делавший эти спортивные снаряды весьма опасными. При попадании переднего колеса в выбоину, наезде на препятствие или просто при резком торможении заднее колесо подбрасывало вверх, а велосипедист по инерции летел вперед и вниз, лицом в землю, нередко получая серьезные травмы. Особенно опасным было торможение на спуске, в этом случае кульбит через руль становился почти неизбежным.

velosiped-pauk

В 1880 году американцу Джорджу Пресси пришла в голову очевидная мысль избавить спортсменов от этой угрозы, просто-напросто поменяв местами переднее и заднее колеса велосипеда. В том же году он запатентовал свое изобретение, представлявшее собой "паука", как бы повернутого задом наперед.

steampunk-leisure-paint

Впрочем, в велосипеде Пресси было и еще одно новшество - оригинальный рычажный передаточный механизм, связывающий педали с осью ведущего колеса. Как видно на патентном чертеже, ездок на этом велосипеде должен был не крутить педали, а "переминаться с ноги на ногу", что позволяло более эффективно использовать его мускульную силу и массу.

American_Star_Bicycle_Drivetrain,_1884
Передаточный механизм велосипеда Пресси крупным планом. Шатуны передают усилие на ведущие барабаны с помощью фрикционных кожаных ремней.

Will_Robertson_of_the_Washington_Bicycle_Club_riding_an_American_Star_Bicycle_down_the_steps_of_the_United_States_Capitol_in_1885
Слева - рекламная листовка велосипеда Пресси, который продавался под претенциозной торговой маркой "Американская звезда".
Справа - велогонщик Уилл Робертсон, опять же, в рекламных целях съезжает на этом велосипеде по ступеням лестницы Конгресса в Вашингтоне. На обычном "пауке" подобный трюк был в принципе невозможен.

American-Star-Bicycle-2
Еще два рекламных объявления о различных модификациях "Американской звезды". На левом рисунке показано, что велосипед уже имел резиновые шины, правда, не надувные, а сплошные.

American_Star,_51_inch,_HB_Smith_Machine_Company,_Smithfield,_NJ,_1885

39_x_24_Star_Bicycle
Пара образцов велосипедов Пресси, неплохо сохранившихся до наших дней.

1884_Copeland_Steam_Cycle_(replica)_The_Art_of_the_Motorcycle_-_Memphis

Американцы не были бы американцами, если бы никто из них не догадался оснастить велосипед Пресси паровым двигателем, тем самым превратив его в мопед. Однако уже в 1884 году Люциус Коупленд из штата Аризона построил на базе стандартной "Американской звезды" вот такое средство передвижения с паровой машиной собственной конструкции, работавшей на спирту. Пароцикл Коупленда развивал скорость 24 км/ч, на разведение паров уходило всего пять минут, а запасов воды и топлива хватало примерно на час езды.

К сожалению, Коупленду не удалось заинтересовать своим экипажем американских промышленников, а собственных средств на организацию серийного производства у него не было. Поэтому его пароцикл остался в единственном экземпляре. Оригинал машины не сохранился, а на снимках представлена реплика, которая экспонируется в мотоциклетном музее города Мемфис.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Тут машина сообщает мне - день рождения у Вас!
Поздравляю! Желаю удачи в делах, здоровья в теле и ясности в уме, независимо от условий и обстоятельств!
Сам же с интересом продолжу читать Ваш крайне интересный журнал.