Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Полет киви

Некоторые сторонники "альтернативной" истории авиации считают, что первый в мире управляемый полет летательного аппарата тяжелее воздуха с мотором произвел не Уилбур Райт 17 декабря 1903 года, а новозеландский фермер Ричард Пирс, якобы поднявшийся в воздух на собственноручно сделанном им аэроплане еще 31 марта того же года. Разумеется, у этой гипотезы особенно много приверженцев в Новой Зеландии, где она считается официальной, а о Пирсе издают книги, ставят театральные пьесы и снимают фильмы. В общем, большинство новозеландцев убеждено, что их незаслуженно забытый соотечественник является не только изобретателем самолета, но и первым в мире успешно летавшим пилотом, опередившим американцев более чем на полгода.

Между тем, в Новозеландском музее авиации висит полномасштабная копия самолета Пирса. И при одном взгляде на это сооружение возникают очень большие сомнения в том, что оно могло оторваться от земли.

0715408

Слева: реплика аэроплана Пирса в музее авиации Новой Зеландии. Справа вверху - фото самого Пирса, сделанное в начале ХХ века, а под ним снимки фрагментов его мотора, найденных в 1963 году при раскопках мусорной ямы на задворках его фермы.

Прямоугольное крыло малого удлинения с каркасом из бамбука и односторонней обшивкой из бельевого полотна лишено даже намека на профиль. Аэродинамическое качество такого крыла должно быть минимальным. Конечно, при достаточно мощном моторе и эффективном винте полететь в принципе может даже кусок забора. Однако двигатель Пирса, также сделанный им своими руками из обрезков водопроводных и канализационных труб, согласно современным расчетам, никак не мог развивать мощность более 10 лошадиных сил. Вдобавок примитивный винт из двух палок с натянутыми между ними кусками ткани обладал крайне низким КПД.

С такой силовой установкой шансов преодолеть земное тяготение у аэроплана было не больше, чем у известного символа Новой Зеландии - бескрылой птицы киви. В лучшем случае он мог лишь кататься по земле на своих велосипедных колесах. Однако спустя много десятилетий после описываемых событий нашлись "очевидцы" (среди них - 84-летний племянник Пирса), утверждавшие, что самолет неоднократно летал на высоте до 5 метров и даже совершал управляемые развороты.

Интересно, что сам Пирс ничего подобного не заявлял. Напротив, в газетном интервью, данном им в 1909 году, он прямо сказал, что испытания машины закончились неудачей. Но его почитателей это нисколько не смущает. Они полагают, что под неудачей изобретатель подразумевал слишком короткий полет или аварийную посадку. В подтверждение своих фантазий они не могут представить ни фотоснимков, ни документов, ни даже газетных заметок, но истинная вера, как известно, не требует доказательств. Новозеландцы верят в приоритет своего "Можайского", быть может, не стоит их разубеждать?

0715409

0715372

Еще два фото музейной реплики пирсовского аэроплана.
ffeng
Чертеж двухцилиндрового оппозитного двигателя Пирса, стоявшего на его самолете. Он имел оригинальную систему охлаждения - цилиндры охлаждались обвивающими их медными трубками, ко которым топливо подавалось к карбюраторам.

Pearse-draw

В 1906 году Пирс запатентовал свой летательный аппарат. К патенту прилагался вот этот рисунок, на котором аэроплан выглядит очень условно и схематично. Однако на нем видно, что, в отличие от реально построенного образца, крыло имеет некое подобие аэродинамического профиля, а под ним укреплены, отклоняемые щитки, вероятно, игравшие роль элеронов.

Richard-William-Pearse-Monument

Памятник аэроплану Ричарда Пирса, установленный в конце прошлого века на месте проведения испытаний.
Tags: История, авиация, дизельпанк, экзотика
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments