сопвич

Знатный кегельбан

Сегодня - годовщина рейда на Зеебрюгге - смелой и тщательно подготовленной, но не совсем удачной попытки англичан в 1918 году заблокировать базу германских миноносцев и подводных лодок в этом оккупированном немцами бельгийском порту. Есть версия, что данному событию русский поэт Николай Тихонов посвятил свое знаменитое стихотворение "Баллада о гвоздях". Правда, в нем он сильно преувеличил трагизм произошедшего. На самом деле в ходе рейда погибли далеко не все его участники, а всего около 15% - 227 человек из 1700.

cdg-46-map1 (1)

Карта-схема рейда. Его целью было закупоривание тремя брандерами канала, соединяющего места стоянок миноносцев и субмарин с проливом Ла-Манш. Чтобы отвлечь внимание немецкой береговой артиллерии от брандеров, крейсер "Виндиктив" и два транспорта высадили десант на бетонный мол, полукругом опоясывавший порт. А чтобы помешать врагу перебрасывать подкрепления на мол, подводная лодка-брандер С-3 должна была взорвать эстакаду, соединявшую его с берегом.
Этот тщательно проработанный и хорошо исполненный план сорвался из-за того, что немцам все же удалось утопить один брандер еще на подходе к цели, а остальные два, хотя и были подорваны в нужном месте, не смогли надежно перекрыть устье канала.

PhotoWW1-05csIphigenia1CH

HMS_Iphegenir_Zeebrugge_Raid

Одним из брандеров был старый крейсер "Ифигения", нагруженный взрывчаткой и полутора тысячами тонн цемента. Вверху он во время службы, а внизу - после выполнения своего последнего задания.

Aerial_photograph_after_Zeebrugge_Raid_IWM_Q_20648B

Аэрофотоснимок, на котором хорошо видны затопленные в устье канала суда-блокировщики и не дошедший до цели третий брандер - бывший крейсер "Тетис". К сожалению для англичан, немцы быстро устранили последствия атаки. Они не стали поднимать затопленные суда, а слегка расширили канал по левому берегу, и уже через две недели порт заработал вновь.

mariusz-kozik

Английские десантники высаживаются на мол. Картина современного польского художника Мариуша Козика.

3836

Эстакада порта Зеебрюгге, взорванная субмариной-брандером.

7180517956_6bbb40d433_c

Немецкие 88-миллиметровые береговые орудия на молу. Десантникам во время рейда так и не удалось их захватить и вывести из строя. Стволы орудий были подорваны немцами уже в конце войны при отступлении из Бельгии.

120c6cb30e74

Одно из 150-миллиметровых береговых орудий, охранявших вход в канал.

vindictive_after_raid_3

Крейсер "Виндиктив", тяжело пострадавший от огня береговой артиллерии при атаке на Зеебрюгге.

large (2)

Матросы "Виндиктива" с огнеметом и офицеры с котиками на разрушенной палубе крейсера после возвращения из похода.

WW1Memoir-Zubian069

Наскоро отремонтированный "Виндиктив" (на снимке видны "заплаты" на дымовых трубах)  вскоре был использован в качестве брандера при аналогичном рейде на другой бельгийский порт Остенде. Но этот рейд закончился еще менее удачно, чем атака на Зеебрюгге.

Zeebrugge_Raid_Relics_Crystal_Palace_IWM_Q_20549

Часть английской музейной экспозиции, посвященной рейду на Зеебрюгге. Любопытный "сдвоенный" миномет Стокса-Брандта и два тяжелых огнемета, которые использовались десантниками. Сзади - сигнальный гонг одного из десантных кораблей и кусок бетона с мола.
promo vikond65 май 18, 11:55 65
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
я встречал вариант, что Гвозди бы делать посвящено было рейду Спартака и Автроила на Таллин
Да, есть и такая версия, но тогда режет глаз слово "офицер". В Гражданскую войну красных командиров так никогда не называли.
>Есть версия, что данному событию русский поэт Николай Тихонов посвятил свое знаменитое стихотворение "Баллада о гвоздях".

Ну скажем так - есть одна операция балтфлота которая ЦЕЛИКОМ ложится в стихи - 29 ноября 1914. Был именно кегельбан, погибли эсминцы "Исполнительный" и "Летучий", выживших нет.

Поэтому воспоминания, что первый вариант стихотворения, где уже были гвозди - Тихонов читал в конце 1915 - возможно не так уж неверны
Это пожалуй наиболее непротиворечивый вариант...
Это если стихотворение действительно было написано в 1915, а не "между 1919 и 1922", как пишут во всех литературных справочниках. А если оно было написано еще в 1915 году, то почему его тогда же не напечатали?
А в 1915м он в гусарах служил а не печатался. его первая публикация 1918 первые сборники сразу 2 в 1922
попридирастничаю
>подкрепления на мол, подводная лодка-брандер "Виадук"

Подводная лодка была все же С-3... ВИАДУК - это именно виадук, эстакада что шла на мол.


А бывший крейсер "Ифигения" дал стране угля кстати... По дороге к затоплению, его сокращенный до 57 человек экипаж заметил стоявший у стенки германский эсминец S-53 дал ему прикурить из последних 4х 120ток, а потом еще потопил тараном землечерпалку...
Re: попридирастничаю
Точно! Спасибо за поправку.
Интересно, как управляли подлодкой-брандером.
Подводная лодка С-3 лейтенанта Р.Д. Сэндфорда пошла прямо на виадук. В 00.15 она врезалась под прямым углом на скорости 9,5 узлов между двумя рядами быков, вы­скочила на горизонтальные фермы и выползла на них до рубки. Экипаж спустил ялик. Были подожжены запалы, и лодка была покинута. Шлюпочный винт оказался по­врежден, и уходить пришлось на веслах. Сразу после от­плытия ялика включились два прожектора и началась стрельба из автоматических пушек, пулеметов и винто­вок. Шлюпка получила множество пробоин, но удержи­валась на плаву специальными насосами. Заряды взорва­лись, когда ялик был всего в двухстах или трехстах ярдах от виадука. Затем был замечен патрульный катер, кото­рый снял экипаж ялика. (Катер проделал путь в 170 миль к бельгийскому побережью и обратно под командой ка­питан-лейтенанта Ф.Г. Сэндфорда, в основном на буксире у эсминца «Мурсом».) Лейтенант Сэндфорд описывает поведение своего экипажа как великолепное.
Даже так. Мне казалось что смыться под таким огнем нереально, и лодка управлялась дистанционно. Спасибо, буду знаьт -)
Собственно вторая подлодка с-1 которая должна была подорваться там-же пошла обратно после того как на подходе к месту буксировочный конец с их шлюпкой оторвало.
Есть несколько моментов опущенных, мол должны были взорвать с-3 и с-1, с-1 выполнить задачу не смогла. Штурмовые руппы высадились не там где планировали. Опущена немаловажная подробность Тетис не дошел до цели и из-за того что прорывая сетевое заграждение (которое на схеме не показано ) на вхоже в гавань намотал сети на винты и некоторое время стоял без хода.
Вообще весьма хорошо характеризует операцию тот факт, что из 7 немецких миноносцев пришвартованных к молу прямо напротив фактического места высадки десанта, ии стоящих без экипажа, не был серьезно поврежден ни один.
Ну и утопленный английский эсминец на схему традиционно не влезает)
ну зато какой пиар :-) Кийз вообще мастер самопиара был. И еще в 1915м еще обосрал Горацио Худа, но там дело темное.
>Ну и утопленный английский эсминец на схему традиционно не влезает)

Ну там прямая потеря - сторожевой катер ML-254, а вот все пишущие про потопленный эсминец - хммм, "Варвик" дожил до второй мировой войны замечу :-)
инсталляция на последнем фото на диво симметрична :)
Меня больше всего удивил "симметричный" миномет с двумя стволами и одной плитой. Раньше я таких никогда не видел.
я думаю это инсталяция... одна стандартная плита от 3 дм миномета Стокса и два миномета лежащие "шариками" просто на плите не по центру. Да - "шарик" виден - это именно инсталяция
красиво. Это и называли арматура. Украшение из оружия
Извращенцы. :) А арматурой, ЕМНИП, называли скульптурные изображения оружия и доспехов.
Вы отчасти правы. Рейд на Зеебрюгге действительно произвел на Тихонова огромное впечатление. Его широко освещали в российской прессе, и для воющих (а Тихонов был на Западной Двине вплоть до начала 1918-го) это было большим событием. "Баллада о гвоздях", написанная в 1921 году под влиянием бесед "о войне" Тихонова с Сергеем Колбасьевым тем не менее имеет своим сюжетом рейд торпедных катеров на Кронштадт в августе 1919-го. В котором кстати принимал участие и "Виндиктив" переоборудованный в авиаматку.
О том насколько рейд на Зеебрюгге и "отвага с квадратными глазами" английского десанта впечатлили Тихонова можно судить по его стихам "Остенде" и особенно "Зеебрюгге" написанные Тихоновым в 1935 году после его заезда в Бельгию на обратном пути из Парижа.
http://strannik17.livejournal.com/11333.html
На Балтике был другой "Виндиктив", бывший крейсер "Хокингс".
Спасибо. Я думал что в Балтике это тот же, а теперь вижу что на самом деле это HMS Cavendish (класса Hawkins) построенный в 1916 и переименованный в июле 1918 в "Виндиктив" после того как "Виндиктив" участвовавший в рейде на Зеебрюгге был затоплен блокируя Остенде в 10 мае 1918.