Давненько тут не было моих рисунков, надо бы прервать затянувшуюся паузу. Вот еще один кораблик - участник Великой Парагвайской войны, но на сей раз не бразильский, а парагвайский. Почтово-пассажирский пароход "Ипора" (Ypora) был первенцем парагвайского судостроения. Его сделали по английскому проекту под руководством инженера из Великобритании Томаса Н. Смита на государственной судоверфи Сан-Джеронимо в столице страны Асунсьоне. Позже по тому же проекту соорудили пароход "Сальто дель Гуайро".
Корабль вступил в строй 2 июля 1856 года. Это было небольшое деревянное судно длиной 30 метров (без бушприта) и водоизмещением 226 тонн. Ширина корпуса - 5,5 м, общая ширина с гребными колесами - 7,5 м. Силовая установка - английская двухцилиндровая паровая машина с качающимися цилиндрами мощностью 70 (по другим данным - 80) л.с.
В 1864 году, в связи с приближением войны, "Ипора" был мобилизован и вооружен четырьмя 24-фунтовыми или 32-фунтовыми карронадами, установленными по две с каждой стороны и стрелявшими сквозь прорези в фальшбортах. Команда корабля, включая артиллеристов, состояла из 50 человек. По некоторым сведениям, также была разобрана кормовая надстройка, в которой размещались пассажирские каюты, а на ее месте установлена еще одна 32-фунтовая пушка, но это информация - спорная, поэтому на рисунке я ее не отразил. К сожалению, от "Ипоры" не сохранилось никаких чертежей и фотографий, есть только словесные описания и основанные на них весьма условные и примитивные рисунки, поэтому за абсолютную точность своей реконструкции внешнего вида корабля я не ручаюсь.
Боевое крещение "Ипоры" состоялось 28 декабря 1864 года, когда он совместно с другим парагвайским пароходом "Рио Апа" обстрелял и заставил сдаться бразильское вооруженное судно "Анхамбай". 13 апреля следующего года он в составе парагвайской речной эскадры участвовал в захвате аргентинских кораблей "25 мая" и "Гуалегуай" в порту Корьентес.
11 июня того же года "Ипора" под командованием лейтенанта Доминго Антонио Ортиса участвовал в сражении с бразильским флотом при Риачуэло. В этой битве парагвайская флотилия потерпела поражение, потеряв четыре корабля, но "Ипора" уцелел, несмотря на серьезные повреждения. Получив снаряд в машинное отделение и лишившись одного из гребных колес, он был уведен на буксире. До конца года корабль простоял в ремонте, а потом вновь принял участие в боевых действиях, осуществляя огневую поддержку парагвайских войск вдоль реки Парана.
Но в 1866 году в реку вошли бразильские броненосцы, против которых у деревянных колесных канонерок парагвайского флота не было никаких шансов. "Ипору" вместе с другими кораблями разоружили, отвели в тыл и в дальнейшем он использовался для транспортных перевозок. Этот маленький пароход не раз прорывался под огнем бразильских береговых батарей в осажденную парагвайскую крепость Умаита, доставляя припасы и вывозя тяжелораненых.
В 1868 году бразильская броненосная эскадра приблизилась к Асунсьону. Остававшиеся на на ходу корабли парагвайского флота отвели на север и загнали в одну из речных проток в безлюдной местности, именуемой Вапор-Кью (Vapor-Cue). Однако в следующем году этот район был оккупирован войсками антипарагвайской коалиции. Под угрозой захвата противником 19 августа 1969 года все корабли, в том числе "Ипора", были сожжены своими командами.
Остатки корпуса, топка и колесный вал "Ипоры", найденные при раскопках в Вапор-Кью в 1976-82 годах и выставленные в музее парагвайского флота.
Journal information