Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

О бедном триплане замолвите слово

В экспозиции Монинского музея авиации есть поистине уникальный экспонат - английский истребитель Сопвич "Триплан", выпущенный в 1917 году. Уникальность его в том, что это единственная машина данного типа, поступившая в Россию и чудом дожившая до наших дней, несмотря на все перипетии ХХ века.

Из более чем 35 тысяч Ил-2, почти десяти тысяч Ла-5, шести с половиной тысяч Як-7 и многих десятков тысяч других широко известных самолетов в СССР не уцелело ни одного (в музеях кое-где стоят "новоделы"), а этот аэроплан сохранился, вероятно, благодаря своей оригинальной схеме.

"Триплан" был привезен в Россию летом 1917-го для ознакомления и изучения возможности организации серийного производства, однако этому помешала революция. Самолет отправили в Московскую авиашколу, где он использовался для тренировок.

triplan

Сопвич "Триплан" поступил в Россию с английской заводской маркировкой и опознавательными знаками.

28-1

Зимой 1917-18 годов колесное шасси поменяли на лыжное, но, как видите, самолет по-прежнему с английскими эмблемами.

04238767

К зиме 1918-19 годов опознавательные знаки на самолете, наконец, сменились.
На всех его крыльях щедро нарисовали красные звезды.

В сентябре 1919-го "Триплану" довелось поучаствовать в боях.  24 августа этого года из нескольких авиаотрядов Московского военного округа и инструкторов авиашколы сформировали Авиагруппу Особого назначения (АГОН) для борьбы с прорвавшим фронт и совершавшим рейд по советским тылам кавалерийским корпусом генерала Мамантова.
В приказе о формировании Авиагруппы говорилось, что ей надлежит "уничтожать прорвавшиеся части Мамантова пулеметным огнем сверху и бомбами".

В состав группы включили все самолеты авиашколы, имевшие вооружение: семь "Ньюпоров-17", три "Сопвича полуторастоечных", "Фарман-30", "Вуазен", "Эльфауге" (трофейный немецкий LVG C-VI), "Виккерс" FB-19 и Сопвич "Триплан".
Авиагруппу возглавил начальник авиашколы Ю.А. Братолюбов, а его "персональной" машиной стал именно "Триплан", который он считал лучшим из имевшихся у него самолетов.

bratolubov
Ю.А. Братолюбов в кабине "Триплана"

30 августа Братолюбов совершил первый боевой вылет. Обнаружив вражеский обоз, он обстрелял его из пулемета, но вскоре после начала стрельбы отказал синхронизатор и лопасти винта разнесло в щепки. Братолюбов, не растерявшись, отключил двигатель и на планировании приземлился в поле у деревни Крутая. На следующий день к месту посадки на телеге привезли запасной винт. Установив его с помощью механика, Братолюбов благополучно взлетел и вернулся на аэродром.

О других боевых вылетах "Триплана" документов не сохранилось. Известно только, что АГОН просуществовала до конца сентября, когда ее расформировали в связи с тем что мамантовцы, закончив свой рейд, ушли обратно за линию фронта. Уцелевшие самолеты и летчики вернулись в Москву. Братолюбова среди них не было - 21 сентября при очередной штурмовке его сбили, захватили в плен и вскоре расстреляли белогвардейцы. Но в тот день он вылетал не на "Триплане".

По окончании Гражданской войны "Триплан" списали, но оставили в авиашколе в качестве учебного пособия. Потом он стал учебным пособием академии ВВС им. Жуковского, а оттуда в конце 1950-х годов попал в Монинский авиамузей. За годы своей долгой "академической" и музейной карьеры самолет лишился "родного" капота, пулемета, приборов, козырька кабины и колес. Сейчас он стоит на нелепых, несоразмерно маленьких колесиках, почти касаясь пола осью шасси

А несколько лет назад какой-то идиот решил перекрасить "Триплан" в голубой цвет, да еще и нарисовать на нем опознавательные знаки царской авиации, которых на этом аэроплане никогда не было. В результате вид у самолета стал совершенно дурацким.

Музей ВВС

Так сейчас выглядит монинский "Триплан". Фото Евгения Чеснокова.
http://www.yamoskva.com/node/7059

Хотелось бы обратиться к нашим авиареставраторам: помогите вернуть реальный облик редчайшей машине! Тем более, что это гораздо дешевле и проще, чем делать "с нуля" летающие реплики в масштабе "один к одному". Всего-то надо аккуратно смыть с обшивки наслоения музейных красок, вновь окрасить истребитель в соответствии с фотографиями, доработать капот, сделать колеса правильного размера и пропорций, а также ветровое стекло и макет пулемета. Со своей стороны я готов безвозмездно поучаствовать в этой работе и предоставить необходимую информацию.  
Tags: ВВС, История, Первая мировая, авиация, гражданская война
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments