я

О бедном триплане замолвите слово

В экспозиции Монинского музея авиации есть поистине уникальный экспонат - английский истребитель Сопвич "Триплан", выпущенный в 1917 году. Уникальность его в том, что это единственная машина данного типа, поступившая в Россию и чудом дожившая до наших дней, несмотря на все перипетии ХХ века.

Из более чем 35 тысяч Ил-2, почти десяти тысяч Ла-5, шести с половиной тысяч Як-7 и многих десятков тысяч других широко известных самолетов в СССР не уцелело ни одного (в музеях кое-где стоят "новоделы"), а этот аэроплан сохранился, вероятно, благодаря своей оригинальной схеме.

"Триплан" был привезен в Россию летом 1917-го для ознакомления и изучения возможности организации серийного производства, однако этому помешала революция. Самолет отправили в Московскую авиашколу, где он использовался для тренировок.

triplan

Сопвич "Триплан" поступил в Россию с английской заводской маркировкой и опознавательными знаками.

28-1

Зимой 1917-18 годов колесное шасси поменяли на лыжное, но, как видите, самолет по-прежнему с английскими эмблемами.

04238767

К зиме 1918-19 годов опознавательные знаки на самолете, наконец, сменились.
На всех его крыльях щедро нарисовали красные звезды.

В сентябре 1919-го "Триплану" довелось поучаствовать в боях.  24 августа этого года из нескольких авиаотрядов Московского военного округа и инструкторов авиашколы сформировали Авиагруппу Особого назначения (АГОН) для борьбы с прорвавшим фронт и совершавшим рейд по советским тылам кавалерийским корпусом генерала Мамантова.
В приказе о формировании Авиагруппы говорилось, что ей надлежит "уничтожать прорвавшиеся части Мамантова пулеметным огнем сверху и бомбами".

В состав группы включили все самолеты авиашколы, имевшие вооружение: семь "Ньюпоров-17", три "Сопвича полуторастоечных", "Фарман-30", "Вуазен", "Эльфауге" (трофейный немецкий LVG C-VI), "Виккерс" FB-19 и Сопвич "Триплан".
Авиагруппу возглавил начальник авиашколы Ю.А. Братолюбов, а его "персональной" машиной стал именно "Триплан", который он считал лучшим из имевшихся у него самолетов.

bratolubov
Ю.А. Братолюбов в кабине "Триплана"

30 августа Братолюбов совершил первый боевой вылет. Обнаружив вражеский обоз, он обстрелял его из пулемета, но вскоре после начала стрельбы отказал синхронизатор и лопасти винта разнесло в щепки. Братолюбов, не растерявшись, отключил двигатель и на планировании приземлился в поле у деревни Крутая. На следующий день к месту посадки на телеге привезли запасной винт. Установив его с помощью механика, Братолюбов благополучно взлетел и вернулся на аэродром.

О других боевых вылетах "Триплана" документов не сохранилось. Известно только, что АГОН просуществовала до конца сентября, когда ее расформировали в связи с тем что мамантовцы, закончив свой рейд, ушли обратно за линию фронта. Уцелевшие самолеты и летчики вернулись в Москву. Братолюбова среди них не было - 21 сентября при очередной штурмовке его сбили, захватили в плен и вскоре расстреляли белогвардейцы. Но в тот день он вылетал не на "Триплане".

По окончании Гражданской войны "Триплан" списали, но оставили в авиашколе в качестве учебного пособия. Потом он стал учебным пособием академии ВВС им. Жуковского, а оттуда в конце 1950-х годов попал в Монинский авиамузей. За годы своей долгой "академической" и музейной карьеры самолет лишился "родного" капота, пулемета, приборов, козырька кабины и колес. Сейчас он стоит на нелепых, несоразмерно маленьких колесиках, почти касаясь пола осью шасси

А несколько лет назад какой-то идиот решил перекрасить "Триплан" в голубой цвет, да еще и нарисовать на нем опознавательные знаки царской авиации, которых на этом аэроплане никогда не было. В результате вид у самолета стал совершенно дурацким.

Музей ВВС

Так сейчас выглядит монинский "Триплан". Фото Евгения Чеснокова.
http://www.yamoskva.com/node/7059

Хотелось бы обратиться к нашим авиареставраторам: помогите вернуть реальный облик редчайшей машине! Тем более, что это гораздо дешевле и проще, чем делать "с нуля" летающие реплики в масштабе "один к одному". Всего-то надо аккуратно смыть с обшивки наслоения музейных красок, вновь окрасить истребитель в соответствии с фотографиями, доработать капот, сделать колеса правильного размера и пропорций, а также ветровое стекло и макет пулемета. Со своей стороны я готов безвозмездно поучаствовать в этой работе и предоставить необходимую информацию.  
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Ох Слава.. не будил бы Ты лихо пока оно тихо..:(( Там уже работает бригада энтузиазисстов которые шлифмашинкой/балгаркой "смывают" краску (и не чтонить, а Як-15, Ил-10 как минимум) Вот как бы это закончить?

А как это "Всего-то ... смыть"? Что-то слабо представляю это в отношении ткани.. да и фанеры тоже.
Ох Слава.. не будил бы Ты лихо пока оно тихо..:(( Там уже работает бригада энтузиазисстов которые шлифмашинкой/балгаркой "смывают" краску (и не чтонить, а Як-15, Ил-10 как минимум) Вот как бы это закончить?

А ты не пробовал как-нибудь с ними связаться и задать этот вопрос? Насколько я знаю, они там по субботам тусуются, можно подъехать, поговорить. Думаю, не побьют. :)

А как это "Всего-то ... смыть"? Что-то слабо представляю это в отношении ткани.. да и фанеры тоже.

Технология давно известная. В простейшем варианте на участок поверхности, с которого надо смыть краску, на некоторое время кладется тряпка, хорошо пропитанная растворителем. Когда краска размокает/вспучивается, ее счищают щеткой или тампоном, который периодически промывают в том же растворителе. Далее переходят к другому участку.
ЧТОБ НЕ БЫТЬ ГОЛОСЛОВНЫМ:
Снятие краски СОДОСТРУЙНОЙ обработкой на примере Ганнета в США (в середине галереи серия снимков)

http://www.faireygannetxt752.com/gallery/1

Как человек делал самопальную установку, расценки на фирменные процесс работы и т.д. и т.п.:

http://www.chipmaker.ru/topic/65618/

Из того что уяснил сам: при цене фирменной содоструйки 1,5-3 тыс. у.е. достаточно производительный компрессор стоит чуть не на порядок дороже. Но ссылка прежде всего о изготовлении самопальной. Ещё более нежная обработка чем содой как понял достигается сухим льдом. Содой кстати даже стоматологи работают для чего есть соответствующие маленькие штучЬки.
Большой вопрос тем не мене (на который "рестореры" забили очевидно по полной!) что при этом происходит с анодированным (тем самым прозрачным "зелёненьким"!) покрытием алюминия (вот ведь придумали эти авиаконструкторы блин!) которое защищает его от электро-химической коррозии.
Очень хотелось бы от спецов услышать как на рем. заводах сейчас краску снимают механически или химически???

Вот наконец ещё нашёл
http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/440010
Это всё так и лежит? У кого есть инфа свежее мая 2011?
Снятие краски СОДОСТРУЙНОЙ обработкой на примере Ганнета в США (в середине галереи серия снимков)

Это, конечно, замечательно, вот только при чем тут Сопвич? Я надеюсь, ты не предлагаешь счищать содоструйной установкой краску с перкаля? :)

Это всё так и лежит? У кого есть инфа свежее мая 2011?

Наверняка так и лежит, что ему сделается? А ты думаешь, в металлолом сдали? Вряд ли. Сейчас там порядка все же побольше, чем в 90-е. Если хочешь, можно съездить, посмотреть, когда снег сойдет. Ты ведь там уже 1000 лет не был.
Я в общем согласен с "Ратой", тут важнее принцип "Не навреди!". Честно говоря, похоже, что пока музей к нормальной реставрации еще не готов.
Я же не к музею обращаюсь. Музей уже несколько лет птичье дерьмо с ДБ-3 смыть не может, с тех пор как его в ангар поставили.
(Anonymous)
Не умеют у нас ценить такие артефакты. Новозеландские ишаки и сваливший за кордон брюстер тому хороший пример...
Новозеландские "ишаки" это современные новоделы, а "Брюстер" продали в 90-е годы, когда в стране был бардак. Тогда же из Монино исчез Ла-11.
(Anonymous)
Разве новоделы? Здесь сказано что все - восстановленные, из Карелии и Лен. области, в основном из 155-го ИАПа:

http://i16fighter.aviaskins.com/today/restored.htm
Ага, в "Русавии" свои По-2 тоже называют "восстановленными", хотя там от оригиналов только несколько деталей (втулки, косынки, накладки) и кой-какой крепеж. :))
(Anonymous)
Т.е. "по-человечески" он должен быть примерно такого цвета?

Да, именно так. Темно-оливковый - сверху и светло-желтый - снизу (цвет полотна, пропитанного нитролаком). Капот - неокрашенный металл.
(Anonymous)
Кстати, похоже царские ОЗ на нём всё-таки когда-то существовали:

http://wio.ru/ww1a/gal/3plan.jpg
На снимке совершенно другая машина, причем не российская, а французская. При нормальном качестве изображения виден синий кружок в центре бортовой кокарды.
http://www.wingnutwings.com/ww/v888F0D9D/www/products/model_kitsets/32008/archive_photos/Unidentified%20Sopwith%20built%20French%20Triplane%20(0305-11).jpg
(Anonymous)
Так он что, аж до зимы 18-го так и был с английскими?
Да, для гражданской войны это не редкость. Звезды массово начали рисовать только поздней осенью 18-го, а до этого большинство советских самолетов летало с "царскими", английскими или французскими кокардами, в зависимости от того, где была выпущена данная машина.
Вот, например, самолет 1-й Советской авиагруппы, сфотографированный в августе или сентябре 18-го, во время боев под Казанью. На крыльях - французские круги.
http://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/1883001/1883001_original.jpg
Триплан
Начал заниматься сканированием и реставрацией семейного архива, и обнаружил фотографию триплана, которая встречается в вашей статье и в паре мест в интернете. Мой дед служил в авиаотряде, в районах Галиции и деревни Корытное Черновицкой области в 1916-1917 годах, делал фотографии самолетов. Некоторые фотографии подписаны и ясно, что они сделаны моим дедом. Фотографии, на которых нет подписей сложно опознать, и неизвестно, кем они были сделаны и был ли причастен к ним мой дед.
Вы пишите, что зимой 17-18 самолет поставили на лыжи, возможно вам известно что нибудь еще об этой фотографии

https://drive.google.com/file/d/16keSM7Ll2WnTjVimC2VC9i76BK49rFc3/view
Re: Триплан
Да, это тот самый триплан №5486, который сейчас стоит в Монино. В кабине - Братолюбов, а остальных я не знаю. Снимок сделан в Москве, в 1918 году, на территории Центрального авиапарка.
Re: Триплан
Спасибо! Местоположение - это хоть что то. Вы имеете ввиду аэродром на Ходынском поле?
И ешё вопрос не по теме триплана, я просто смотрю, что вы в этом хорошо разбираетесь )
У деда на погонах написано 9Ар
https://drive.google.com/open?id=1tYJkVem4jnlYC-VCi1tlArQbCpzXVEtS
На самолетах с его фото 9=й Ар.
https://drive.google.com/file/d/1lnT_RChtD8PRqLm_SoQ3EoykpYUIeGeZ/view
Я правильно понимаю, что это сокращение отряда и что это может быть "9-й истребительный авиационный отряд" или нет?
Re: Триплан
/////////Вы имеете ввиду аэродром на Ходынском поле?

Да, он самый.

/////////Я правильно понимаю, что это сокращение отряда и что это может быть "9-й истребительный авиационный отряд" или нет?

Это 9-й армейский авиаотряд. Кстати, уникальное подразделение. 29 октября 1918 года он в полном составе перелетел от красных к белым и в дальнейшем воевал в составе деникинской авиации. Тогда в нем служили летчики: Снимщиков (командир отряда), Баранов, Добровольский, Макаренко, Осташевский, Хомич, Хашковский и Аладьин. Вашего деда среди них нет? :)
Re: Триплан
Как интересно! Нет, среди них его нет. На Николая Крутикова пара заметок на весь интернет. Но если это действительно 9-й армейский авиаотряд, то будет гораздо проще искать информацию, опознавать людей и места на фото. После ноября 17 года, фото на время прекращаются и возобновляются после 20-х. Так что этот промежуток времени покрыт тайной.
С 15 г по конец 17 есть только фото и подписи с названиями населенных пунктов на некоторых из них, Георгиевский крест 4-й ст и письмо, которое указывает на ту же географическую позицию, про которую я писал ранее. Больше "привязаться" не к чему. Теперь зная отряд, попробую что-нибудь найти, возможно есть кто то известный на групповых фото такого плана
https://drive.google.com/file/d/1I7YwxsRIs2g8mSYGECd5TmPcHWS5Ap5h/view

Edited at 2018-08-15 06:18 pm (UTC)