я

Первый боевой робот

Gabet-Radio-Control-Torpedo-2

Как известно, человеческий разум устроен так, что едва ли не любую техническую новинку он сразу же стремится приспособить для войны и уничтожения себе подобных. Не стала исключением и радиосвязь - ее появление закономерно подтолкнуло изобретателей к разработке дистанционно-управляемых боевых машин. Первопроходцем в этом деле стал французские инженер Гюстав Габе, который спроектировал, построил и относительно успешно испытал первую в мире радиоуправляемую торпеду.
Испытания состоялись в в Шалон сюр Соне в феврале 1909 года в присутствии генерала де ла Рока, давшего высокую оценку увиденному. Согласно его отчету, торпеда четко повиновалась радиокомандам, передаваемым с береговой станции наведения, совершала повороты в обе стороны и могла двигаться по спирали. Правда, заявленной изобретателем скорости в 30 узлов она не достигла.
Несмотря на благоприятный отзыв, французских военных изобретение не заинтересовало, финансовой поддержки Габе не получил, а его аппарат так и остался в единственном экземпляре, не сохранившемся до наших времен.

171_001

765_001

Торпеда Габе представляла собой железное полупогруженное двухкорпусное судно, приводимое в движение восьмицилиндровым бензиновым двигателем с водяным охлаждением. Нижний корпус с двигателем, радиоаппаратурой, аккумуляторами и 90-килограммовым боезарядом целиком находился под водой на глубине примерно двух метров. Верхний корпус-поплавок располагался на поверхности и служил для установки антенных мачт и воздухозаборника двигателя. К мачтам крепились флажки, с помощью которых радионаводчик отслеживал движение торпеды.
Вверху - французская почтовая открытка и фотоснимок, на которых изображен спуск на воду радиоторпеды рельсовым паровым краном.

Gabet-Radio-Control-Torpedo-1

Поплавок был весьма уязвим от ружейно-пулеметного огня, а развевающиеся на мачтах флажки служили отличным ориентиром не только для наводчика, но и для вражеских корабельных стрелков. Это стало одной из главных причин отказа французского ВМФ, да и всех остальных флотов от явно опередившего свое время изобретения Габе. Второй причиной была ненадежность и малый радиус действия радиоаппаратуры, третьей - относительно низкая мореходность машины, ну а четвертой - высокая цена изделия.

gabet_torpille03_original

gabet_torpille04_original

Gabet-Radio-Control-Torpedo-3
Радиоторпеда на плаву. Хорошо виден раструб воздухозаборника на передней мачте и загнутая вниз выхлопная труба перед задней. Назначение газового баллона, прикрепленного к передней мачте, мне не совсем понятно, тем более что он заметен только на некоторых снимках.

gabet_torpille01_original

gabet_torpille02_original

Gabet-Radio-Control-Torpedo-4
Гюстав Габе возле своего изобретения.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Гюстав Габе, на пятом снимке сверху, практически вошёл в роль:) Ульянова.

Edited at 2014-09-11 12:18 pm (UTC)
М.б., на передней мачте не баллон, а фонарь? Отслеживать на испытаниях движение в темное время суток?
По-моему, это больше похоже на баллон. Посмотрите на 6-ю фотку, где торпеда видна спереди.
Да, трудно что-либо утверждать однозначно. Больше и правда смахивает на баллон, но с чем, вот вопрос. Приходит в голову разве что сжатый воздух для запуска двигателя, пока воздухозаборник еще малоэффективен.
Да, вполне возможно, там стоял пневмостартер. А может, еще и рулевая машинка с пневмоприводом.
вы коечно Автор, но всё таки позволю себе ремарку
вот это утверждение "Как известно, человеческий разум устроен так, что едва ли не любую техническую новинку он сразу же стремится приспособить для войны и уничтожения себе подобных." как минимум очень спорно
почему то такую смертоносность изобретениям задаёт западная цивилизация, остальные же соседи по планете вынуждены это подхватывать, чтобы не оказаться в роли индейцев или аборигенов Австарлии
самые яркие примеры - порох (только европейцы сообразили сделать из него оружте сразу как только он попал к ним в руки, до попадания к ним в пуки это была лишь пиротехника) и ядерное оружие (СГА вполне могли обойтись без боевого применения, но не удержались от соблазна продемонстрировать свою силу)
мы же по какой то нелепости термин "цивилизованный" применяем тоже только к западному миру, хотя если честно не чистый работоспособный толчок признак цивилизации на самом деле, а духовность
Re: вы коечно Автор, но всё таки позволю себе ремарку
Не претендуя на истину в последней инстанции, все же замечу, что далеко не все военные изобретения сделаны на Западе. И порох очень даже применялся китайцами в военном деле в виде метательных зарядов для пушек (первое письменное упоминание - 1288 год), топлива боевых ракет, ракетных ускорителей для стрел и метательных копий, а также для снаряжения наземных и морских мин, разрывных и зажигательных снарядов, которые выстреливались из катапульт. Кроме того, китайцы изобрели многозарядный арбалет, требушет, алебарду и т.д.
Все это появилось в Китае на десятки или даже на сотни лет раньше, чем в Европе.
А еще оно весило
около 6 тонн


П.С.
Хотя менее чем 10 лет спустя немцы использовали радиоуправляемые катера со взрывчаткой, и даже пару раз успешно.