я

"Рио" за Курузу

Из-за поездки в Геленджик я пропустил в своем ЖЖ одно интересное событие Великой Парагвайской войны, а именно - трехдневную битву за форт Курузу, проходившую с 1 по 3 сентября 1866 года. Что ж, будем наверстывать.
Форт Курузу парагвайцы возвели у восточного берега реки Парагвай, на дальних подступах к крепости Умаита. Его 13 пушек, нацеленных на реку, преграждали водный путь к крепости. Впрочем, "форт" - громко сказано, скорее, это был палаточный военный лагерь, окруженный рвом и невысоким земляным валом. Его слабые укрепления не обеспечивали никакой защиты от навесного артиллерийского огня, за что парагвайцы жестоко поплатились.
В ночь на 1 сентября к Курузу подошла бразильская эскадра вице-адмирала Хоакима Маркеса Лисбоа в составе пяти казематных броненосцев - "Тамандаре", "Рио де Жанейро", "Байя", "Баррозо" и "Лима Баррос", безбронной канонерки "Маге" и семи небольших транспортных пароходов с десантом. Гарнизон форта насчитывал 2500 человек, но бразильцы надеялись значительно проредить его перед штурмом.

Бомбардировка началась в 7.30 утра. Береговые пушки отвечали довольно метко, но против броненосцев их чугунные ядра были бессильны - 68 попаданий и ни одного пробития. Обстрел продолжался более четырех часов и нанес парагвайцам большие потери, а затем бразильцы по латиноамериканской традиции ушли на сиесту. Тем временем с противоположного берега реки парагвайцы пустили на врага по течению несколько плотов-брандеров, груженных порохом, однако все они были расстреляны и взорвались на безопасном расстоянии от бразильских кораблей. А чтобы угроза не повторялась, бразильцы высадили на берег 800 десантников и после короткой стычки захватили базу брандеров.
Следующим утром бомбардировка возобновилась. Поначалу всё шло как раньше - бразильские снаряды десятками выкашивали защитников Курузу, а парагвайские ядра с гулким лязгом били в стальные борта и отскакивали как мячи. Но в этот день бразильцы получили еще один сюрприз: примерно в два часа пополудни под днищем головного броненосца "Рио де Жанейро" почти одновременно прогремели два взрыва. Корабль осел на корму и стал быстро погружаться. С него спустили шлюпки, однако спастись удалось не всем: 57 из 148 офицеров и матросов, включая капитана, погибли при взрывах или утонули вместе с кораблем. Так парагвайцы впервые в Латинской Америке успешно применили противокорабельные якорные мины.
Отмотаем время немного назад, чтобы рассказать, откуда взялось в Парагвае это оружие. По окончании гражданской войны в США там остались тысячи специалистов по различным вооружениям, которым не нашлось места в резко сокращенной американской армии и флоте. Многие сменили профессии, но другие попытались найти себе применение за рубежом в качестве наемников. Одного из них - минера по фамилии Крюгер судьба забросила аж в Парагвай, где он летом 1865 года предложил свои услуги местному диктатору Лопесу, только что развязавшему войну с соседями. Чтобы доказать свои способности Крюгер собственноручно изготовил в столичном арсенале пару мин по образцу "инфернальных машин", применявшихся конфедератами на Миссисипи, а затем провел их испытание в присутствии парагвайского генералитета и самого Лопеса. Испытание завершилось полным успехом: "жертвенная" баржа напоролась на мину и к восторгу собравшихся разлетелась в щепки.
Мины Крюгера представляли собой обычные просмоленные бочки с деревянными или металлическими конусами вместо днищ для ориентировки по течению. В бочку насыпали 45-50 килограммов пороха, снизу к ней крепили канат со свинцовым или чугунным грузом-якорем, а сверху ввинчивали контактный химический взрыватель. В корпусе взрывателя находилась стеклянная ампула с концентрированной серной кислотой, окруженная сместью хлората калия, сахара и хлопковой ваты. При соприкосновении с днищем корабля шток взрывателя разбивал ампулу, кислота воспламеняла содержимое запала, а от него взрывался порох.

3160339410_f07fcf649f_b
"Бочковая" противокорабельная мина конфедератов в одном из музеев США. Аналогичные мины использовали парагвайцы в войне 1865-70 годов.

Под руководством Крюгера в 1865-67 годах сделали и расставили в фарватере реки Парагвай десятки таких мин, однако их жертвой стал лишь "Рио". Многие мины были своевременно обнаружены и расстреляны бразильцами, другие не сработали - из-за некачественного изготовления вода просачивалась вовнутрь, порох намокал и не взрывался. Надо заметить, что "Рио де Жанейро"  - единственный бразильский броненосец, погибший на войне с Парагваем, да и вообще - единственный броненосец этой страны, потопленный в боевой обстановке.
Однако вернемся к форту Курузу. Уничтожение "Рио" ничуть не улучшило положение его защитников, поскольку бразильская эскадра не прекратила обстрел, а вечером того же дня форт блокировала с суши восьмитысячная бразильско-аргентинская армия под командованием генерала Мануэля Маркеса да Сауса. Потери гарнизона от обстрела к тому времени уже превысили 1000 человек убитыми и ранеными, а остальные были сильно деморализованы. Поэтому, когда 3 сентября солдаты де Саусы пошли на штурм, они не встретили упорного сопротивления. Взятие Курузу обошлось союзникам в 213 человек убитыми, из которых 57, как уже говорилось, погибли на "Рио", и 628 - ранеными. Потери парагвайцев оказались значительно выше - 832 убитых и 1300 пленных, многие из которых были ранены. Абсолютное большинство потерь приходилось на огонь с боевых кораблей. Только около 400 человек смогли прорваться из окруженного лагеря и спастись от гибели или плена.
Несмотря на досадную потерю броненосца, бразильцы продемонстрировали в сражении за Курузу явное превосходство над противником, причем не только численное, но и техническое. И хотя парагвайцы после этого упорно сопротивлялись еще три года, исход войны, в общем, был уже предрешен.

Undimiento del Rнo de Janeiro
Тонет подорвавшийся на минах "Рио де Жанейро". Этот казематный броненосец, вооруженный двумя 68-фунтовыми и двумя 70-фунтовыми орудиями, был почти идентичен броненосцу "Тамандаре", о котором я уже писал.

Battle_of_Curuzu_by_Vitor_Meireles
Взятие Курузу, картина аргентинского художника Виктора Мерелеса.

Curuzu2
Аргентинские и бразильские пехотинцы высаживаются на берег с транспортных судов возле Курузу, который союзники сделали своей базой для дальнейшего наступления. Обратите внимание, что солдаты носят ружья в белых матерчатых чехлах. Эту и следующую картину написал однорукий аргентинский художник, инвалид войны с Парагваем Кандидо Лопес. Большинство его живописных работ посвящено этой войне. Любителям подробностей вот тут можно рассмотреть полотно в более крупном размере.

7128
Интерьер укрепленного лагеря Курузу после его захвата антипарагвайской коалицией. Последствий артобстрела уже не видно, кроме нескольких поломанных деревьев.
promo vikond65 14:54, sunday 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт предзаказ на мою книжку, которая должна выйти из печати примерно через неделю. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
* да и вообще - единственный броненосец этой страны, потопленный в боевой обстановке.*
А как же "Аквидабан"?
Но потопить-то его потопили, в 1893-м. Другое дело, что потом подняли.)
Не потопили, а чуток притопили на мелководье. А то эдак можно сказать, что японцы уже в январе 1904 года "Ретвизан" потопили.
Ну да, это вечный вопрос - какой корабль считать потопленным, а какой нет.)
Как все это похоже на средневековые войны на воде в Китае....
Суда с гребными колесами, мины и своего рода артиллерия там тоже применялась.
А насчет применения колесных судов можно поподробнее?
Согласно китайским летописям, еще в Древнем Китае (до н.э.) использовались суда с гребными колесами, приводившимися в действие мускульной силой посредством топчаков, с 8 века н.э. прямо упоминается судно с колесами по бортам. А в 1842 году в ходе Опиумной войны также использовались подобные суда, англичане даже предположили, что китайцы так скопировали пароход)
1842 год это уже не средневековье(хотя, для Китая, пожалуй, еще средневековье :))
Ну а насчет того, что было в Древнем Китае, - это лишь летописные легенды, а в них и драконы нередко встречаются. Во всяком случае, ни одного аутентичного изображения я не видел, только современные "фантазии на тему".
Если в летописи прямо написано о колесном корабле какие основания ей не верить?
смех смехом, а писалось про эти корабли в серьезном западном журнале.
Оспрейка - серьезное издание?! Ну, насмешили. :)))
Кстати, мне несколько лет назад предлагали там напечататься, но я отказался, поскольку они откат заломили ровно в половину гонорара. Типа "по документам мы вам выпишем 2000 фунтов и вы за них распишетесь, но реально на руки получите 1000". Мне это показалось настолько унизительным, что я послал их на хер. А менее брезгливые соглашаются.
среди судомоделистов считается приличным
Странно слышать это от человека, поднявшего со дна морского "Цветок моря")