Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Левантийский миг России

29 сентября 1773 года произошел любопытный, но малоизвестный исторический эпизод. В ходе русско-турецкой войны российский десант под командованием капитан-лейтенанта Михаила Кожухова и премьер-майора Марко Войновича (черногорского корсара, перешедшего со своими людьми в российское подданство) взял Бейрут - нынешнюю столицу Ливана. В течение нескольких следующих месяцев этот город входил в состав Российской Империи, над ним развевались бело-сине-красные флаги, а над городскими воротами висел портрет императрицы Екатерины.

Этому предшествовало достигнутое 17 июля соглашение о совместных действиях между Кожуховым и шейхом Захиром - предводителем местных друзов, восставших против турецкого владычества. Кожухов и Захир договорились, что Бейрут отойдет к России, но власть в нем будут осуществлять друзы. 19 июля российская эскадра в составе фрегатов "Слава", "Надежда", "Святой Николай", "Святой Павел", шебеки "Забияка", двух галер, а также примкнувших к ней греческих галер "Рондинелос" и "Унионе" подошла к Бейруту и начала бомбардировку города. Через 10 дней с пяти транспортных полак был высажен десант в составе 787 русских матросов и албанско-черногорских пиратов. Русскими командовал поручик Баумгартен, а корсарами - Войнович.

К десантникам должны были присоединиться друзы, однако они отказались начинать боевые действия до завершения уборки урожая, а собственных сил десанта было явно недостаточно для взятия столь сильной крепости, каковой являлся Бейрут. Поэтому вместо быстрого штурма получилась долгая, двухмесячная осада. В августе русские перекрыли водопровод, ведущий в город, и зто в конце концов заставило его гарнизон капитулировать.

По условиям капитуляции все защитники Бейрута после сдачи оружия были отпущены, но городу, чтобы избежать обычного по тем временам разграбления, пришлось уплатить немалую контрибуцию в 300 тысяч пиастров. Кроме того, десантникам достались две полугалеры с семнадцатью пушками, 14 крепостных орудий, одна мортира, девять фальконетов и много другого военного имущества.

К сожалению, существование российского анклава в Восточном Средиземноморье было недолгим. В условиях господства турок над черноморскими проливами защищать его при подходе крупных сил неприятеля было невозможно. Поэтому в июле 1774 года по условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора Бейрут пришлось вернуть Османской империи.


beirut14
Российские войска эвакуируются на корабли из Бейрута после получения приказа о возврате его туркам. Хорошо видны разрушения городских укреплений, причиненные бомбардировкой.

fregat_slava_1

045
Фрегаты "Слава", "Святой Николай" и "Надежда" - участники Бейрутской операции российского флота.
Tags: История, русско-турецкие войны, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Небесный юбилей — 7

    8 февраля 1933 года, за 32 года до моего рождения, состоялся первый полет скоростного пассажирского самолета Боинг-247 — первого в мире…

  • Небесный юбилей — 6

    За 41 год до моего рождения, 8 февраля 1924 года, впервые взлетел первый советский пассажирский самолет авиаконструкторов Александрова и Калинина…

  • Небесный юбилей — 5

    8 февраля 1919 года, за 46 лет до моего рождения, новейший французский авиалайнер Фарман F-60 "Голиаф". переделанный из тяжелого…

promo vikond65 март 4, 2023 13:17 39
Buy for 50 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments

Recent Posts from This Journal

  • Небесный юбилей — 7

    8 февраля 1933 года, за 32 года до моего рождения, состоялся первый полет скоростного пассажирского самолета Боинг-247 — первого в мире…

  • Небесный юбилей — 6

    За 41 год до моего рождения, 8 февраля 1924 года, впервые взлетел первый советский пассажирский самолет авиаконструкторов Александрова и Калинина…

  • Небесный юбилей — 5

    8 февраля 1919 года, за 46 лет до моего рождения, новейший французский авиалайнер Фарман F-60 "Голиаф". переделанный из тяжелого…