я

Маршрутки эпохи стимпанка

Намедни, проезжая в маршрутке и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа я решил сделать серию постов про историю городского общественного транспорта. Кому же, как не мне, ведь я этим транспортом пользуюсь регулярно, поскольку автомобиля у меня уже давно нет и покупать его я не собираюсь. А начинать, естественно, надо с омнибусов, так как именно эти многоместные конные экипажи стали первым средством передвижения для горожан, которые не могли себе позволить личные кареты, фаэтоны или, хотя бы, тильбери, а также - покатушки на извозчиках.

Первые восьмиместные конные маршрутки появились в Париже еще в 1662 году, в эпоху "короля-солнца", но оказалось, что феодализм и общественный транспорт плохо совместимы. Благородное дворянство сразу потребовало запретить проезд в этих повозках представителям низших сословий, чтобы не сидеть рядом с "вонючим быдлом". Королевские власти, естественно, пошли навстречу, в результате фирма-перевозчик, лишившись большинства потенциальных клиентов, вскоре обанкротилась.
В 1739 году пятиместные маршрутные такси, названные почему-то "полуберлинцами", начали ездить по столице Пруссии. Там эта служба продержалась довольно долго, до 1794 года, но не получила распространения в других городах и в конце концов тоже была закрыта.

А начало триумфального шествия омнибусов по Европе и Новому Свету датируется 1827 годом, когда француз Жак Лаффит открыл несколько линий в Нанте и это начинание получило большой коммерческий успех. Уже в следующем году омнибусы появились в Париже, еще через год - в Лондоне, в 1832 году - в Нью-Йорке, а к середине следующего десятилетия ими обзавелись почти все крупные западноевропейские и североамериканские города.

Тогда же сформировался классический облик омнибуса, представлявшего собой большую прямоугольную рессорную карету со входом сзади и лавками вдоль бортов, на которых лицом к лицу размещалось от 10 до 20 пассажиров. Возле входа сидел кондуктор, взымавший плату за проезд, причем не при посадке, а при высадке. Характерной особенностью омнибусов, правда, появившейся не сразу, а где-то в середине 1830-х, были колодочные тормоза на задних колесах. И если в обычных каретах "водитель кобылы" мог тормозить только с помощью магического слова "тпру", то у омнибусных кучеров под рукой было куда более эффективное механическое приспособление.

Я не зря назвал омнибусы маршрутками, а не автобусами, поскольку они, хоть и ходили по графику и по фиксированным маршрутам, но останавливались в любом месте, где кучер видел "голосующего" или где пассажир просил его высадить. Вплоть до 1853 года, когда в Великобритании ввели левостороннее движение, кучера омнибусов могли брать и высаживать пассажиров на любой стороне улицы, так как понятия "встречная полоса" просто не существовало. Именно поэтому у ранних омнибусов вход был сзади, а не сбоку.

Первые нантские и парижские омнибусы не сохранились, мало того, мне не удалось найти даже их более-менее качественных изображений, но один из первых лондонских омнибусов, изготовленных в 1829 году каретным мастером Джорджем Шиллибиром, запечатлен на дагерротипе. В том же году его конструктор организовал транспортную фирму "Оригинальные омнибусы Шиллибира" и пустил свои экипажи по пятимильному маршруту от пивной "Йоркширский эль" в Паддингтоне до Лондонского банка в Сити.

Омнибусы проходили этот маршрут примерно за час, а оплата проезда составляла один шиллинг - в три раза меньше, чем за то же расстояние брали извозчики-кэбмены. Благодаря этому ежедневные поездки на городском транспорте стали доступными среднему классу - мелким лавочникам, клеркам, ремесленникам и квалифицированным рабочим.


omnibus-first

Первая в мире фотография омнибуса, сделанная в начале 1840-х годов.

omnibus

Акварельный рисунок омнибуса Шиллибира примерно тех же времен, на котором художник слегка исказил пропорции.

London-(3)

DSC_0103

В лондонском музее транспорта выставлен чудом сохранившийся и очень хорошо отреставрированный экземпляр шиллибировского омнибуса. Особенностью этих экипажей было то, что они всегда ездили по одному и тому же маршруту, поэтому ключевые точки пути художественно написаны прямо на оконных проемах в красивых цветочных рамках. Однако далеко не все пассажиры владели грамотой, а потому кареты каждого маршрута были окрашены в свой цвет. Кроме зеленых, по Лондону ездили синие, красные, желтые и коричневые омнибусы.

Продолжение следует
promo centercigr 17:49, Понедельник 9
Buy for 50 tokens
Решили сделать сводный обновляемый пост, в котором будет отражаться наша работа по возможной точечной помощи подразделениям армий ДНР и ЛНР... Руководитель программы военно-гуманитарной помощи Донбассу МОО Вече, военный эксперт Центра военно-политической журналистики CIGR Владимир Орлов в ЛНР,…
Да, продолжайте пожалуйста. Как-то никогда специально не интересовался этой темой, надо закрывать дыры в эрудиции.

Edited at 2014-10-06 06:07 pm (UTC)
Интересно!

Мелочь, но "Акварельный рисунок... ... на которой..." что-то тут не так.
Вы апсалютна правы, тут что-то не так :)

Edited at 2014-10-06 08:22 pm (UTC)
А размеры сего чуда не известны?
Точных размеров у меня нет, а примерные можно определить по фото и рисунку, исходя из средних размеров человеческих фигур.