Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Авиадаты

Сегодня у нас не только паршивая погода и День связиста, с которым я поздравляю всех причастных, но и годовщина сразу четырех знаменательных авиационных событий, причем три из них произошли в нашей стране.

Во-первых, ровно 85 лет назад, 20 октября 1929 года гигантский двенадцатимоторный авиалайнер "Дорнье" Do-X установил рекорд пассажировместимости, продержавшийся более двух десятилетий. Он поднял в воздух 169 человек - 150 пассажиров и 19 членов экипажа, совершив полет над Боденским озером на высоте 200 метров.
Этот самолет сильно опередил свое время, поскольку такого количества пассажиров для регуляярных авиарейсов в те годы просто не набиралось, а эксплуатация с неполной загрузкой была убыточна. Совершив несколько рекламно-презентационных полетов, в том числе - в США и в Южную Америку, "Дорнье" встал "на прикол", простоял на краю аэродрома до 1943 года и был уничтожен английскими бомбами. Наш "Максим Горький" превзошел его по габаритам и летным характеристикам, но не по полезной нагрузке - он ни разу не поднимал более 80 человек (72 пассажира и 8 членов экипажа).

dornier_do-x_-_si-87-794qm
"Дорнье" над Боденским озером.


DLHD3075-12-1-P

SFA03_SFA022818904_X
Посадку и высадку пассажиров на "Дорнье" можно было осуществлять с причала, а при его отсутствии - с катеров.

gesellshaftsraum
Интерьер пассажирского салона. На борту также были двухместные спальные купе, ресторан с баром и курительная комната.

PqOK4w7
"Дорнье" в Нью-Йорке.

DO-X
"Дорнье" возле бразильского побережья. Слева видна гора, на которой сейчас возвышается статуя Христа.

Dornier_DO-X_Rio_-_New_York_First_Flight_Cover_1931
Филателистический раритет - письмо, доставленное на борту "Дорнье" из Нью-Йорка в Рио де Жанейро.

Во-вторых, 20 октября 1947 года под управлением летчика-испытателя Федора Абрамова впервые поднялся в воздух советский легкий многоцелевой самолет Як-12, созданный для замены устаревшего поликарповского "кукурузника" По-2 и успешно его заменивший. Як-12 выпускался в разных модификациях до 1960 года, активно применялся в СССР и экспортировался во многие страны. Всего построено более 3000 экземпляров этой очень удачной машины, причем некоторые из них летают до сих пор.

Yak-12-2
В полете - Як-12 самой первой модификации. Таких самолетов было выпущено 714 штук.

prot
Первый прототип модификации Як-12Р с мотором АИ-14, выпущенной в количестве 400 экземпляров.

YAK-12_on_floats_FSO_N512BA
Санитарно-эвакуационный Як-12ММ на водном поплавковом шасси. В 1958 году сделано 30 таких самолетов. Один из них, как видно на снимке, прекрасно сохранился и продолжает летать.

В-третьих: 55 лет назад, 20 октября 1959 года начались летные испытания турбовинтового ближнемагистрального авиалайнера Ан-24. Машину поднял в небо экипаж под руководством летчика-испытателя Г.И. Лысенко. Ан-24 стал одним из самых распространенных, надежных и долговечных советских "воздушных автобусов". Он выпускался с 1962 по 1980 год, был растиражирован в 1200 экземплярах и поставлялся на экспорт в 19 стран, расположенных на всех континентах. Многие "двадцатьчетверки" и сейчас остаются в эксплуатации.
Наверное, немного найдется людей моего поколения, живших в СССР и ни разу не летавших на этой машине, получившей в народе ласковое прозвище "Настя".

post-312-0-94457200-1329936716
Ан-24 в ранней аэрофлотовской ливрее "жар-птица". Так красили эти самолеты в 1960-е годы. Внизу - несколько современных снимков.

727al

an-24_20

an-24

В-четвертых, 20 октября 1992 года совершил первый полет легкомоторный самолет Як-112, разработанный в ОКБ имени Яковлева по той же концепции, что и Як-12, но на более современном научно-техническом уровне. В первую очередь он предназначался на экспорт, поэтому его оснастили американским мотором "Теледайн-Континентал", хорошо известным и популярным на Западе.
Однако попытка проникновения в данный сегмент международного авиарынка, давно насыщенный и поделенный между фирмами "Цессна", "Пайпер", "Циррус" и "Бичкрафт", вполне закономерно провалилась. Симпатичный самолетик не нашел покупателей, лишь несколько штук удалось продать в Германию, поэтому в 1997 году программу Як-112 закрыли, собрав всего шесть серийных экземпляров.

063288
Первый летный образец Як-112, выставленный в качестве экспоната музея Иркутского авиазавода, где намечался крупносерийный выпуск этих машин.
Tags: История, авиация, филателия
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments