я

Советский микродизель

Случайно нашел у себя на антресолях любопытный артефакт эпохи развитого авиамодеизма.

P1030950

Это ОТМ-08 "Колибри" - самый маленький двигатель внутреннего сгорания, выпускавшийся серийно в СССР. Предназначался он, как несложно догадаться, для авиамоделей. Рабочий объем микромоторчика - 0,8 кубического сантиметра, масса - примерно 40 граммов, ну а размер понятен из сравнения со стоящей рядом зажигалкой.

К сожалению, качество этих движков, выпускавшихся в виде побочной продукции каким-то "почтовым ящиком", как правило, было безобразным. Запускались они очень тяжело и неохотно, приходилось долго лупить по винту, одновременно колдуя с компрессией и карбюратором. А некоторые экземпляры вообще отказывались заводиться. Среди авиамоделистов ходила шутка, что проще увидеть настоящую колибри в подмосковном лесу, чем нормально работающий одноименный мотор.

На многочисленные претензии и рекламации производитель отреагировал философски: вместо улучшения качества он просто свернул производство микродвигателей, а для выполнения плана по ширпотребу начал клепать что-то другое. Тираж "Колибри", выпускавшихся всего пару лет, был относительно невелик, а поскольку они считались дрянными, их не берегли. Так что, до нынешних времен сохранилось очень мало таких моторчиков, возможно, всего несколько десятков.

Справедливости ради надо сказать, что далеко не все советские авиамодельные движки были столь "корявыми". Например, полуторакубовый "Юниор" и 2,5-кубовый КМД пользовались хорошей репутацией. Но, все равно, на соревнованиях высокого уровня советские спортсмены, у которых была возможность добывать иностранные моторы (официально они в СССР не поставлялись), предпочитали использовать их. Особенно высоко ценились итальянские "Росси-15" и "Супер-Тигр", а их цена на авиамодельном черном рынке доходила до 700-800 рублей.


P1030958

P1030951

promo centercigr 17:49, Понедельник 9
Buy for 50 tokens
Решили сделать сводный обновляемый пост, в котором будет отражаться наша работа по возможной точечной помощи подразделениям армий ДНР и ЛНР... Руководитель программы военно-гуманитарной помощи Донбассу МОО Вече, военный эксперт Центра военно-политической журналистики CIGR Владимир Орлов в ЛНР,…
Это не дизель, это карбюраторный двигатель с компрессионным зажиганием.
Вообще все "компрессионники" запускались туго, требовалось долго колдовать с винтом контрпоршня и иглой жиклёра подбирая сжатие и состав топливо-воздушной смеси. У меня был с десяток МК-12В, целая коллекция от самых первых моделей с медной рубашкой на цилиндре до "перестроечных" которые разваливались при первой разборке(а без переборки советские модельные движки запускать лучше даже не пытаться), так даже лучший из лучших, собранный один из трёх, старательно доведённый - и то запускался вовсе не "с пол-пинка".
Учим матчасть :)
Дви́гатель Ди́зеля (или просто дизель) — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха. (С) Большая советская энциклопедия.
В компрессионных моторах распыленное топливо самовоспламеняется от сжатия, следовательно это дизели.
У меня, помимо МК-12В были МК-17, КМД-2,5, ЦСТКАМ-2,5Д, "Сокол", "Колибри", МАРЗ-2,5, "Метеор" и ГДРовская Jena (модификация с мембранным впуском). "Колибри" запускался хуже всех, "Сокол" и МАРЗ - тоже паршиво, а МК-17 и "комоды" отлично заводились и без переборки. Я, кстати, один из них доработал, поставив на футорку регулируемую заслонку, чтобы можно было регулировать обороты в полете третьей кордой.
Я на таком учился летать.





примерно такую модель Як-18 из фанеры  запускали



Потом По-2.
Семнарик :)
Хорошая машинка, надежная. С тех пор, как он появился, с него почти все советские кордовики начинали. У меня их до сих пор несколько штук осталось, хотя, казалось бы, зачем они мне сейчас?
Насколько я помню, в МК был ряд статей о том, как допилить "Колибри" до нормальной работоспособности. Не моделист, не проверял.
Чисто советская традиция: выпускать говно и объяснять народу, как с помощью подручных средств из этого говна делать конфетку.
Это был предмет моего вожделения. Средств я мог набрать только на резиновый движитель. Здорово, что сегодня эти штуки стали намного проще.
Не только проще, но и гораздо доступнее. Любой советский моделист офонарел бы от ассортимента нынешних модельных магазинов.
У меня был только МК-17, но он заводился только в путь.

Особенно высоко ценились итальянские "Росси-15" и "Супер-Тигр", а их цена на авиамодельном черном рынке доходила до 700-800 рублей.

Охренеть цена. %-[]
Большой спорт - большие цены. А МК-17, в отличие от "Колибри", действительно заводился без проблем.
в нашем кружке движки делали сами. от и до. причем даже в 90х - мировой уровень обязывал
Помню еще в детстве в начале 80-х смотрел по телеку соревнования авиамоделистов. Так там даже была официальная номинация: кто быстрее заведёт свой моторчик
Я занимался кордовым боем, там отдельной номинации по запуску не было, но за каждую секунду нахождения модели на земле после команды "старт" начислялось штрафное очко. А если мотор не удавалось запустить за 100 секунд - засчитывали поражение, но такое бывало очень редко.
Да, внешне-то он симпатичный, если бы еще работал нормально, вообще было бы замечательно. :)
(Anonymous)
Как давно это было... Как мне хотелось именно Колибри... Ну или не Колибри, но что-то меньше, чем полтора куба...