я

Тяжелое небо Алжира

Ровно 60 лет назад, 1 ноября 1954 года Фронт национального освобождения Алжира начал партизанскую войну против французских колонизаторов за независимость страны. Поначалу в его составе был всего около 800 бойцов, вооруженных лишь легким стрелковым оружием. Но французам, только что потерпевшим унизительное поражение в Индокитае, не удалось подавить восстание, а число повстанцев непрерывно росло благодаря поддержке местного населения и других арабских стран. В 1956 году разрозненные партизанские отряды, насчитывывшие к тому времени более 10 тысяч человек, объединились под общим командованием. В 1958-м против колонизаторов воевало уже примерно 100 тысяч моджахедов с артиллерией, минометами и автоматическими зенитными установками.

Французы тоже наращивали свое военное присутствие в Алжире. Если в начале конфликта там находилось примерно 40 тысяч военнослужащих и полицейских без тяжелой техники, то к 1959 году в зоне боевых действий было сконцентрировано 150 тысяч солдат и офицеров, несколько тысяч танков и бронемашин, сотни артиллерийских орудий, а также - свыше 400 боевых, транспортных и связных самолетов - примерно 60% от общей численности ВВС Франции на тот период.

Но всей этой мощи оказалось недостаточно, чтобы подавить национально-освободительное движение и выиграть войну, затянувшуюся на долгих семь с половиной лет. Через нее прошло более миллиона французов. Согласно официальнм данным, обнародованным вскоре после войны, 18 тысяч из них погибли. Некоторые источники называют и более высокую цифру - 25 тысяч убитых, не считая местных коллаборационистов. Французским ВВС их последняя колониальная война обошлась в 79 сбитых или разбившихся в авиакатастрофах самолетов и вертолетов. Еще 136 машин получили повреждения различной степени тяжести, возможно, часть из них впоследствии была списана. Суммарных данных по потерям летного состава мне найти не удалось.

В марте 1962 года Франция официально признала независимость Алжира и начала вывод войск. Одновременно с ними страну покинули, опасаясь расправ, более миллиона гражданских французов-колонистов и около 100 тысяч так называемых арки (ударение на последний слог) - алжирцев-мусульман, воевавших на стороне колонизаторов или иными способами сотрудничавших с колониальной администрацией.
Далее - подборка фотографий и рисунков, иллюстрирующих действия французской авиации в Алжирской войне.

Gsipa-s10-s12-index

Учебный самолет SIPA S-10 (французская копия немецкого Арадо-396). Полное отсутствие зенитных средств у алжирских повстанцев в начале войны позволяло французам использовать эти аэропланы не только в качестве разведчиков и корректировщиков, но и как эрзац-штурмовики. Под крылом видны держатели для бомб и реактивных снарядов.

SPRO VANNEAU

Учебно-тренировочные истребители Моран-Солнье MS-475 "Ванню". Благодаря наличию двух синхронных пулеметов и четырех подкрыльевых ракетных подвесок они тоже использовались в Алжире для штурмовок пока туда не поступили более подходящие машины.

Photo_4_Nord-100x-n-160-du-GLA-45-Algerie-1956._WEB

Иногда партизанам еще до появления у них зенитной артиллерии удавалось сбивать французские самолеты ружейно-пулеметным огнем. Например, этот связной Норд "Пингвин" (копия Мессершмитта Bf.108).

T-6GAlgeriaWar1

В 1956 году в бой вступили легкие штурмовики AT-6G "Тексан", срочно закупленные французами в США. В Алжир поступило 70 таких машин.

avion_detruit1

С войны вернулись не все, например, этот был сбит повстанцами в 1957 году.

T6_1024

Чтобы облегчить поиск сбитых или совершивших аварийные посадки "Тексанов", французы обычно красили их в ярко-желтый цвет с красными полосами вокруг фюзеляжей и такими же законцовками крыльев. Под крылом этого штурмовика укреплен контейнер с двумя пулеметами и неуправляемый реактивный снаряд T-10.

alg_506

Встречались и неокрашенные "Тексаны", вроде вот этого. Под крылом нет пулеметных контейнеров, зато виден бомбодержатель и три ракетных пилона.

4434773w

Вслед за АТ-6G в июле-августе 1956 года в Алжир поступили 50 двухмоторных бомбардировщиков А-26 "Инвэйдер", также приобретенных в США специально для этой войны. Из них сформировали две бомбардировочные группы "Гиень" и "Гасконь". Поначалу "Инвэйдеры" воевали в светло-серой окраске с черыми мотогондолами и белыми полосами на фюзеляжах, а потом их целиком окрасили в черный цвет.

frenchwings70

На совести экипажей французских "Инвэйдеров" немало алжирских деревень, сожженных напалмом, чтобы лишить партизан мест для отдыха, лечения и пополнения запасов продовольствия. Однако такие действия увеличивали ненависть алжирцев к французам и усиливали приток добровольцев в партизанские отряды.

t-28 fenec  eala 9_72

В конце 50-х на смену "Тексанам" начали прибывать более совершенные антипартизанские штурмовики "Феннек". Это французская лицензионная версия американского учебно-тренировочного истребителя Т-28 "Троуджен" с ракетно-бомбовыми подвесками и частичным бронированием двигателя и кабины.

Photo-6-L-19-de-l-ALAT-en-couleur-jpg

Еще один "американец" на французской службе - легкомоторная Цессна L-19, которая применялась в Алжире в качестве курьерского и связного самолета, а также - персонального "летающего джипа" старших офицеров.

lancaster-020

Купленные в Великобритании тяжелые бомбардировщики Авро "Ланкастер" с поисковыми радарами круглосуточно патрулировали алжирское побережье с целью недопущения доставки повстанцам подкреплений, оружия и снаряжения по морю из соседних стран.

1957_saut_sur_nord_2501

В ходе войны французы очень широко задействовали ВДВ. На снимке группа парашютистов готовится к заброске на военно-транспортном самолете Норд "Норатлас" в контролируемый повстанцами отдаленный район.

l_heliportee

Не менее широко применялись вертолетные десанты. Чаще всего при этом использовали американские вертолеты Пясецкого Н-21 "Шауни", прозванные за характерную форму фюзеляжа "летающими бананами".

banane11

Морпехи возвращаются на свой "банан" после выполнения задания.

archive-guerre-algerie-banane-sikorsky-abattu-par-aln

Не всегда рейды десантников завершались успешно - этот вертолет опрокинулся при посадке.

le Djebel Mimouna le 8 avril 1957

Бывало и похуже: на фото - останки сбитого партизанами "Шауни" и его пилот адъютан Горжоль незадолго до гибели.

0529-03-1-1

Ближе к концу войны на смену "бананам" пришли более новые Сикорские H-34.

Commando_de_marine

Десантники-спецназовцы ожидают посадки в вертолет. В качестве отличительной эмблемы они носят красные шейные платки.

l-ennemi-intime

Очередной десант вблизи лагеря повстанцев.

publishable

И еще один. Французы раз за разом громили и рассеивали партизанские отряды, нередко нанося им серьезный урон, но те каждый раз собирались вновь, чтобы опять устраивать засады, взрывать мосты и объекты инфраструктуры, минировать дороги, нападать на блок-посты и вообще - всеми способами делать жизнь оккупантов невыносимой. В конце концов французам осточертела эта война.

SIPA1100-bia

Для действий в Алжире французы в 1958 году спроектировали и построили вот такого "головастика" - антипартизанский штурмовик SIPA-1100 "Коккинель". Несмотря на забавный внешний вид, это была вполне серьезная машина с вооружением из четырех автоматических пушек калибра 20 мм, способная нести тонну бомбовой нагрузки. Днище кабины и мотогондолы - бронированы, топливные баки - протектированы. Первоначально планировалось заказать 100 таких самолетов, но американцы предложили свои штурмовики "Скайрейдер" по гораздо более дешевой цене и от серийной постройки "Коккинеля" отказались. А единственный прототип разбился в демонстрационном полете из-за глупого лихачества пилота, решившего показать двойную бочку на сверхмалой высоте.

2493558

"Скайрейдер" был последним и самым мощным типом ударного самолета, принимавшим участие в алжирской войне. Его внушительная ракетно-бомбовая нагрузка хорошо видна на фото. Но даже такие машины уже не могли переломить ситуацию.

1960

Четверка французских "Скайрейдеров" в групповом полете на близких дистанциях.

21_9_b1
Самолеты и вертолеты Алжирской войны. Сверху вниз:
Истребитель-бомбардировщик американского производства Р-47D "Тандерболт". Небольшое количество таких машин французы задействовали для атак наземных целей в начале конфликта, но вскоре они были списаны из-за износа и нехватки запчастей.
Десантно-транспортный вертолет Пясецкий Н-21 "Шауни".
Легкий штурмовик SIPA S-10 с четырьмя 25-килограммовыми осколочными бомбами.
Бомбардировщик А-26 "Инвейдер" из авиагруппы "Гиень", базировавшейся на аэродроме Оран.
Вертолет Сикорский H-34, вооруженный в аэродромных условиях автоматической 20-миллиметровой пушкой (на противоположном борту) и крупнокалиберным пулеметом. Эту самодельную модификацию, предназначенную для огневой поддержки десантников, французы называли "Пиратом"
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Сшп и англия завсегда рады поддержать железом а иногда и мясом демократические процессы во всех уголках земного шара. А заодно и бабла поднять. Что же они б29 для ковровых бомбардировок не поставили лягушатникам?))
>Сшп и англия завсегда рады поддержать железом а иногда и мясом демократические процессы во всех уголках земного шара

А потом резко развернуть свое мнение и надеть маску миротвроца. В 1960м на переговоры по окончанию войны французских и алжирских представителей то же загоняли США :-)

Да и до того случалось, 1958й "Стоило французам начать бомбить Тунис как тут же "В связи с этим правительство Франции приняло решение согласиться на предложенные США и Великобританией «добрые услуги» в посредничестве. Премьер-министру Феликсу Гайяру была предложена идея создания в Северной Африке оборонительного пакта с американо-британским участием; когда он озвучил её, это вызвало волну негодования со стороны ряда правых депутатов парламента, считавших согласие на вмешательство третьих стран в североафриканскую политику Франции предательством. В конце концов 15 апреля кабинет министров был вынужден уйти в отставку. В стране начался политический кризис; кандидатуру нового премьер-министра не могли утвердить несколько недель."

>Что же они б29 для ковровых бомбардировок не поставили лягушатникам?))

Нет смысла - те еще в Корее показали что уже ограниченно годны (и дело даже не в истребителях - на малых высотах уязвимы, на средних (6000м) никуда не попадают, а эксплуатация мешкотная (пока один Б-29 готовят Скайрейдер три-четыре раза слетает). А эксплуатацию В-36 думаю французам было не осилить.

Французы в Алжире как бомберы даже Ланкастеры не осилили - а Ланкастер мог нести бомб больше "обычного" Б-29 :-)




Edited at 2014-11-01 05:53 am (UTC)
Лексикон у вас однако агитпроповский, чёрно-белый.
Французы типа "колонизаторы", "оккупанты". А набегающая из Туниса и рутинно режущая своих же феллахов сволочь - "повстанцы" :-/

Алжир к тому времени уже лет сто был частью Франции, примерно как Узбекистан или Чечня частью РИ/СССР.
Так что хлёсткие эпитеты не к месту.

Материал интересный.
Спасибо.
очень даже к месту, колониальная политика Франции близко не была похожа на политику советизации Средней Азии, алжирцы никогда не были полноправными гражданами
Желтый цвет - цвет, подстилающей поверхности Алжира и не мог оспользоваться как предназначеный для облегчения поиска сбитых самолетов. Серебристый лучше.
А за статью и подборку спасибо.
-Не менее широко применялись вертолетные десанты.

Конфликт считается первой вертолетной войной.
Извините, но
- через Алжир прошло больше миллиона призывников,

- парашютистов-зуавов нет и не было в природе. Вы картинку из википедии брали? Там же написано: "Un commando marine de l'armée française", то есть "спецназ флота", кроме того, платки имели иной назначение. чем "отличительная эмблема" зуавов: http://herr-freiherr.livejournal.com/50546.html?thread=93554

- адъютан - это что такое? Во фр.армии такого звания нет. Есть аджюдан,

- сожженные напалмом деревни - это очень впечатляет, да. Только вот французы - не американцы. Они давали возможность людям покинуть деревню,

- число погибших призывников - 24 тысячи с копейками. Плюс контрактники и легионеры, плюс арки. Там, думаю, около 50 тысяч выйдет.

Насчет хода войны, ее результата и пр. я бы тоже поспорила, но это очень долгий разговор.

Беда в том, что вы пользуетесь источниками на русском, а на русском они врут чуть меньше чем все. :)

Edited at 2014-11-01 09:48 am (UTC)
О, спасибо, сразу видно специалиста!
Кстати, а откуда у Вас цифра в 20 тысяч погибших призывников и почему французы до сих пор не опубликовали точных данных по своим потерям в алжирской войне? Советские потери в Афгане и американские в Индокитае давно подсчитаны с точностью до одного человека.
Неужели во Франции был так безобразно поставлен учет убыли личного состава, что они ее сами не знают? Или эти данные до сих пор засекречены?
Поправка если можно
>Учебно-тренировочные истребители Моран-Солнье MS-475 "Ванню" благодаря наличию двух синхронных пулеметов и

Пишуть что мол кулометы были в крыле. http://en.wikipedia.org/wiki/Morane-Saulnier_Vanneau

Хотя на фото они вообще часто без пулеметов , и вот фото с пулеметами и мотором водяного охлаждения редки
http://www.airwar.ru/image/idop/other/ms470/ms470-8.jpg


Но самая жуть как там шасси убиралось http://www.airwar.ru/image/idop/other/ms470/ms470-7.jpg

В России всех коллаборационистов времен ВОВ тоже зачастую обобщенно называют власовцами, даже если они не имели никакого отношения к армии Власова. В публицистике это допустимо, хотя у историков-перфекционистов вызывает лютый батхерт. :)
Самое смешное Африка до сих пора нуждается во Франции.
В сети давно встречал отсканенную франкоязычную книгу по использованию вертолетов в Алжире, а сейчас не могу ни её найти, ни даже автора или название вспомнить...
Насчет франкоязычной не скажу, а на английском есть Charles R. Shrader "The first helicopter war: Logistics and Mobility in Algeria, 1954-1962"...