я

Индустриализация Лопеса 2

Перейдем к заявлению Калашникова и Нерсесова о том, что в Парагвае при Лопесе действовала одна из первых в Латинской Америке железных дорог. Сразу возникает вопрос: а из какого количества "первых"? Дело в том, что поезда в Парагвае начали ходить в 1861 году, но при этом на Кубе железнодорожное сообщение открылось в 1836 году (раньше, чем в России!), в Гайане - в 1848, в Перу и Чили - в 1851, в Бразилии - в 1854 и в Аргентине - в 1857. То есть, по срокам его открытия Парагвай - на седьмом месте в Латинской Америке и на третьем - среди своих ближайших соседей. Уместно ли тут выражение "один из первых" - вопрос риторический.

Как и все крупные мероприятия в Парагвае времен Карлоса Антонио Лопеса, сооружение железной дороги началось по его личному рескрипту в 1856 году. Рельсы, локомотивы, вагоны и всё остальное заказали в Англии на фирме "Блит" (Blyth). Для руководства строительством из Великобритании выписали за хорошую плату инженера Джорджа Пэддисона. В разработке и реализации проекта принимали участие ранее прибывшие в Парагвай английские специалисты Джордж Томпсон (тот самый, который строил металлургический завод в Ибикуи) и Перси Баррел, а также итальянец или испанец Энрике Вальпи. По проекту Альфонса Тэйлора в Асунсьоне возвели величественное здание вокзала Сан-Франсиско с крытыми платформами, крупнейшего на тот момент в Латинской Америке. В этом отношении Парагвай, действительно, превзошел все страны континента, правда, поезда с супервокзала ходили по очень короткому маршруту.
В июне 1861 года первый состав отправился на станцию Тринидад, расположенную в 12 километрах от центра Асунсьона. Как писала газета "Эль Семинарио", в честь знаменательного события были устроены игры, танцы, маскарад и коррида, в общем, всё как полагается. В следующем году линию продлили до городка Арегуа, стоящего в 25 километрах от столицы.
Последнюю при Лопесе станцию Парагуари открыли осенью 1864 года и с ее открытием протяженность железной дороги достигла 72 километров. Через несколько месяцев началась Великая Парагвайская война, в связи с чем дальнейшее строительство было заморожено на два десятилетия. Во время войны все средства, естественно, шли на нужды армии, а после разгрома Парагваю еще долго было не до железных дорог.

5211889427_bf9e2cfdae_b
Вокзал в Асунсьоне вскоре после его открытия.

651
Парагвайский пассажирский поезд времен Лопеса. Из этой весьма красноречивой картинки легко понять, что ни о каком социальным равенстве в его державе говорить не приходится.

078
После захвата Асунсьона аргентино-бразильские оккупанты вывезли весь подвижной состав, а покупать новые паровозы было не на что. Поэтому по парагвайской железной дороге пустили конки. Локомотивы появились вновь только в середине 1880-х.

Ferrocarril_Central_de_Asuncion
Современный вид асунсьонского вокзала, превращенного в музей.

2012-03-04_para_3912
Судя по музейной табличке, это один из первых парагвайских паровозов, ходивших еще при Лопесе. Однако надпись ошибочна: все те паровозы, как сказано выше, были украдены вывезены из страны в качестве военной добычи, а это - один из локомотивов, закупленных новыми властями уже в 1885 году при возобновлении движения поездов.

La_Portena-locomotiv-argentina-1857
На самом деле первые парагвайские паровозы, снимков которых не сохранилось, выглядели так. Это аргентинский паровоз, приобретенный в Англии в 1857 году. Парагвайцы чуть позже купили и пустили по рельсам точно такие же локомотивы.

1024px-Locomotive_in_Bahia_province_1859
А это паровоз американского производства, закупленный Бразильской империей в 1859 году.

paraguari-72km-last-station-1864
Парагуари - последняя железнодорожная станция, построенная при Франсиско Солано Лопесе.

6464635957_c14c875467_b
В 2006 году регулярное железнодорожное движение в Парагвае было прекращено из-за хронической убыточности. До 2010 года раз в несколько дней ходил туристско-экскурсионный составчик с ретропаровозом и двумя вагонами, но потом отменили и его.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.