Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Неслучайное совпадение

14 апреля 1938 года в столице Югославии Белграде совершил первый полет югославский истребитель "Икарус" Ик-3. Это был одномоторный низкоплан с двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suisa 12Ycrs и трехлопастным винтом изменяемого шага.

Фюзеляж самолета представлял собой сваренную из тонкостенных стальных труб ферменную конструкцию, частично опрофилированную деревянными шпангоутами и стрингерами для придания обтекаемой формы. Обшивка носовой части - съемные дюралевые капоты, центральной - фанера, хвостовой - полотно.

Крыло цельнодеревянное, неразъемное, двухлонжеронное, трапециевидной формы со скругленными законцовками. Обшивка - фанера, оклеенная тканью. Рули и элероны имели дюралевые каркасы и полотняную обшивку.
Стабилизатор и киль деревянные с фанерной обшивкой.

Шасси - убирающееся в крыло поворотом вовнутрь, к продольной оси самолета. Основные опоры шасси в убранном положении закрывались дюралевыми щитками, прикрепленными к стойкам. Хвостовая опора шасси убиралась в фюзеляж.

Топливные баки размещены в крыле, водорадиатор - в обтекателе под фюзеляжем, а маслорадиатор - в тоннеле под двигателем.
Кабина пилота закрыта фонарем со сдвижной центральной частью.

Вооружение состояло из мотор-пушки калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал винта, а также двух синхронных пулеметов винтовочного калибра, установленных над мотором.

ik-3

Истребитель Ик-3

Ikarus IK-3

А через год, 9 мая 1939-го авиаконструктор А.С. Яковлев приступил к созданию нового советского истребителя под кодовым обозначением И-26, впоследствии замененным на Як-1. 13 января 1940 года И-26 впервые поднялся в воздух. Это был одномоторный низкоплан с двигателем жидкостного охлаждения М-105 (советская модификация мотора Hispano Suisa 12Ycrs) и трехлопастным винтом изменяемого шага.

Фюзеляж самолета представлял собой сваренную из тонкостенных стальных труб ферменную конструкцию, частично опрофилированную деревянными шпангоутами и стрингерами для придания обтекаемой формы. Обшивка носовой части - съемные дюралевые капоты, центральной - фанера, хвостовой - полотно.

Крыло цельнодеревянное, неразъемное, двухлонжеронное, трапециевидной формы со скругленными законцовками. Обшивка - фанера, оклеенная тканью. Рули и элероны имели дюралевые каркасы и полотняную обшивку.
Стабилизатор и киль деревянные с фанерной обшивкой.

Шасси - убирающееся в крыло поворотом вовнутрь, к продольной оси самолета. Основные опоры шасси в убранном положении закрывались дюралевыми щитками, прикрепленными к стойкам. Хвостовая опора шасси убиралась в фюзеляж.

Топливные баки размещены в крыле, водорадиатор - в обтекателе под фюзеляжем, а маслорадиатор - в тоннеле под двигателем.
Кабина пилота закрыта фонарем со сдвижной центральной частью.

Вооружение состояло из мотор-пушки калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал винта, а также двух синхронных пулеметов винтовочного калибра, установленных над мотором.

i26

Истребитель И-26.

Несложно заметить, что техописание И-26 в точности, буквально до мелочей совпадает с техописанием Ик-3. Однако я далек от мысли, что Яковлев просто взял и скопировал югославскую машину, да и по фотографиям видно, что самолеты получились во многом разные. К тому же, летные характеристики его истребителя оказались выше, например, максимальная скорость Ик-3 составляла 526 км/ч, а И-26 - 586 км/ч.

Конструктивное тождество советского и югославского истребителей было обусловлено, на мой взгляд, совпадением задач, стоявших перед их разработчиками и заключавшихся в создании достаточно современного, но при этом простого и дешевого самолета, почти не требующего для его производства дефицитного дюралюминия и дорогостоящего металлообрабатывающего оборудования.

Советская авиапромышленность, выросшая почти с нуля за годы первых пятилеток, к концу 1930-х годов, конечно же, была гораздо крупнее югославской. Однако в качественном отношении разница оставалась далеко не столь существенной, что и привело к появлению в СССР и Югославии двух истребителей, практически идентичных по конструкции. Причем в СССР И-26 с его дальнейшими модификациями (Як-1, Як-3, Як-7 и Як-9) стал самым массовым истребителем времен Второй мировой войны.    
Tags: ВВС, Вторая мировая, История, авиация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments