Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Огненная дуга

Наверное, мало кто помнит, что сегодняшний день можно с полным основанием назвать днем рождения электрического освещения, поскольку 23 марта 1876 русский изобретатель Павел Яблочков запатентовал свою "электрическую свечу" - наиболее практичный и оптимально подходящий для бытового применения вариант электродуговой лампы. "Свечи" Яблочкова сразу обрели огромную популярность и распространились по всему миру - от Великобритании до Камбоджи, где ими был иллюминирован королевский дворец.

Согласно статистике, в 1880 году, то есть всего через четыре года после изобретения, электросвечи Яблочкова применялись для освещения 800 металлургических и металлообрабатывающих заводов, 1240 - текстильных и швейных фабрик, 425 магазинов, 250 парков и скверов, 130 шахт, 275 железнодорожных вокзалов и станций, 380 различных госучреждений, а также 2700 городских улиц и площадей. Уже в 1878-79 годах яблочковские лампы появлись на боевых кораблях, в крепостях и на других военных объектах. Пожалуй, ни одно из российских изобретений так быстро не "покоряло" мир.

Правда, эпоха электросвечей была недолгой - менее 20 лет, а уже в 1890-е годы их начали быстро вытеснять гораздо более долговечные и удобные лампы накаливания.


Первая электродуговая лампа, продемонстрированная в 1808 году английским ученым Хэмфри Дэви. Главным ее недостатком была необходимость постоянной регулировки электродов, так как по мере их выгорания зазор между ними увеличивался и горение прекращалось. Из-за этого недостатка дуговые лампы более полувека не находили практического применения.

"Свеча" Яблочкова не нуждалась в регулировке, поскольку ее угольные электроды размещены параллелльно и расстояние между ними - постоянно. Они разделены слоем диэлектрика (обычной белой глины), который выгорает по мере горения "свечи". Срок жизни электродов - 1-3 часа в зависимости от их длины, после чего лампу требовалось "перезаряжать". Для  увеличения времени работы лампы иногда оснащали несколькими электродами, которые включались последовательно, по мере выгорания предыдущих. Средняя цена электрода в России составляла 20 копеек.
На левом рисунке - опытный образец "свечи", в центре - коммерческая модель с плафоном, а справа - лампа на четыре свечи (из них две вставлены в держатели), которая при полной "зарядке" могла непрерывно гореть до 12 часов.



Слева: рисунок из петербургского журнала "Электричество" за 1885 год, показывающий организацию электроосвещения дома с индивидуальной паровой электростанцией в подвале. Справа - интерьер одного из парижских дворцов, освещенный лампами Яблочкова.



Мост через Сену с электродуговыми фонарями. Тогдашиние парижские газеты называли их "русским светом".



Английский железнодорожный вокзал Тёрнбридж Уэст. Слева на столбе виден электродуговой фонарь.



Московская иллюминация 1883 года по поводу коронации Александра-III. Набережная Москва-реки освещена "свечами Яблочкова", а на одной из кремлевских башен установлен мощный электродуговой прожектор.



В США "свечи Яблочкова" не получили распространения. Там пошли своим путем, изобретая хитроумные устройства для автоматической регулировки зазора между электродами дуговых ламп. Сперва это были часовые механизмы, как на левом рисунке из патента 1840 года. А потом фирма "Томпсон-Хьюстон" предложила электромагнитный регулятор. В нем верхний электрод удерживался на весу соленоидом, ток к которому подавался через дугу. Когда из-за выгорания электродов зазор между ними увеличивался, уменьшалась сила тока, проходящего по дуге к магниту. Магнит ослабевал и электрод опускался под действием силы тяжести.

В центре - изображение уличного фонаря "Томпсон-Хьюстон" из журнала "Сайентифик Эмерикен". В качестве плафона используется колба, наполовину заполненная маслом, которое служило для лучшего рассеивания света. Справа - два таких фонаря, сохранившихся до наших дней, но без колб.



Другой американской компанией, специализировавшейся на дуговых лампах с электромагнитными регуляторами, была фирма "Браш". На рисунке - образцы ее продукции, выпускавшиеся в 1880-е годы.
Tags: История, Россия, США, Франция, стимпанк, техника
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments