я

Черепа на небесах 3

Переходим к самому интересному разделу, посвященному, как вы наверняка уже догадались, российской авиации. Борцам за отстаивание российских приоритетов в любых областях человеческой деятельности можно смело вносить в свою копилку еще один факт: именно у нас на заре авиации разрисовывание самолетов черепами приобрело наиболее широкий размах.

В этом деле российские авиаторы превзошли всех своих коллег из других стран. Ведь именно у нас во время Первой мировой войны "веселый Роджер" впервые стал эмблемой не только отдельных пилотов, но и целых авиаотрядов. И хотя по общему количеству боевых самолетов в те годы Россия сильно отставала от Англии, Франции, Германии и США, по числу машин с черепами она безусловно лидировала.

19

В конце 1916 года череп с костями стал отличительным знаком 19-го корпусного авиаотряда Юго-западного фронта, на базе которого весной 1917-го была сформирована первая в России боевая (истребительная) авиагруппа. На самолетах рядовых пилотов авиагруппы рули поворота красили в черный цвет, а на его фоне белой краской изображали "адамову голову". Самолеты командира группы ротмистра Козакова и его заместителя есаула Шаньгина отличались обратным порядком цветов эмблемы - черный череп на белом фоне. На снимке их истребители видны слева, в дальнем конце строя.

19-2

Один из наиболее выдающихся асов авиагруппы прапорщик Иван Смирнов свои первые победы одержал на французском истребителе "Моран-Солнье". На фотографии он справа, а слева - пленный немецкий летчик Альфред Хефт, которого Смирнов подбил и принудил к посадке на нашей территории. Всего за годы войны Смирнов одержал 10 подтвержденных воздушных побед.

n17bob

Осенью 1917 года 19-й корпусной отряд возглавил поручик Борис Губер, который богато разукрасил свой самолет георгиевским вымпелом, эмблемой "инь-янь" на дисках колес и собственным именем, написанным на английский манер. Также обращает на себя внимание белая окантовка руля поворота.

Nieuport-17_01

А подпоручик Краузе из 8-го истребительного отряда скопировал понравившуюся ему эмблему 19-го корпусного, дополнив ее картинно развевающимися "дредами".

01

Прапорщик Михайлов из 22-го корпусного отряда не мог похвастать боевыми успехами, зато он отметился рекордным количеством черепов на его "Ньюпоре". Что интересно, на этой машине он летал уже после октябрьской революции в составе Красного воздушного флота, но еще до того, как официальной эмблемой РККВФ осенью 1918 года стала красная звезда.

04

До введения звезд многие советские авиаотряды изобретали и наносили на самолеты собственные опознавательные знаки. Самым брутальным в этом отношении выглядел 1-й Костромской авиаотряд, воевавший на Северном фронте.  На крыльях его аэропланов были красные круги с вписаннами в них белыми черепами.

05

Когда в начале 1919 года от летчиков Костромского отряда, переименованного в 18-й разведывательный, потребовали заменить круги на звезды. Они подчинились приказу, но в центре новых опознавательных знаков еще долго продолжали рисовать привычные эмблемы.

01-2

Красвоенлет Ларичев из 34-го авиаотряда Южного фронта в 1918 году, поддавшись моде, изобразил черепа на бортах своего "Ньюпора-21", правда, художественные достоинства его рисунков сложно назвать выдающимися. Гораздо более интересны оригинальные опознавательные знаки - звезды своеобразной формы на белых кругах в широкой черной обводке. При этом  "хвостовая" звезда скопирована с раннего образца красноармейской кокарды для головных уборов, включавшей в себя скрещенные молот и плуг.

26

Красвоенлет Карпухин из того же отряда, придумывая эмблему для своего "Ньюпора-17", проявил гораздо больше фантазии, однако этот "Ньюпор" летал недолго. После аварии, запечатленной на снимке, его списали, но сам Карпухин отделался только ушибами.

26-2

А вскоре он нанес аналогичный рисунок на борт своей новой машины - захваченного у деникинцев истребителя Сопвич "Кэмел".

39

Если бы кто-то решил провести конкурс на самый живописный самолет Гражданской войны, одним из претендентов на первое место наверняка стал бы "Ньюпор-24бис" красвоенлета Яна Южака из 39-го Железного (это официальное наименование) авиаотряда Восточного фронта. Его целиком покрывал четырехцветный камуфляж, состоящий из двух оттенков зеленого, светло-коричневого и черного цветов. Звезды на крыльях   были нарисованы "рельефно" на белых кругах в красной окантовке. На бортах фюзеляжа Южак или кто-то по его просьбе нарисовал дразнящегося крылатого дьявола, а на руле поворота - череп с косой.
Впрочем, несмотря на столь претенциозную раскраску, ни одной воздушной победы за Южаком не числится.

rudzit-2

Достойную конкуренцию Южаку мог составить "Ньюпор-24" командира 15-го разведотряда Южного фронта Казимира Рудзита, украшенный скелетом с косой, обвитым лентой и романтично порхающим среди стрекоз.

023

В заключение надо отметить, что ни одного фотоснимка белогвардейского аэроплана с черепами я не видел, а в начале 1920 годов "адамовы головы" полностью исчезли и с советских самолетов. В нынешней российской авиации эта символика тоже не встречается, в отличие, например, от США, где Jolly Roger является эмблемой эскадрильи VF-103.

 
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Предполагаю, что черепушка перекочевала на хвосты наших самолётов со штандарта Баклановского казачьего полка, отличившегося в Крымскую и Кавказскую войны. Штандарт представлял из себя "веселого Роджера" с подписью из Символа Веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века". Об этом полку и его символике в Русской Императорской Армии не знал только ленивый.
Это вполне возможно. Впрочем, эмблемы в виде черепа на головных уборах также носили гусары 4-го Мариупольского и 5-го Александрийского полков, так что, позаимствовать могли и у них. Кстати, у "александрийцев" черепа появились раньше, чем у "баклановцев", еще во времена наполеоновских войн.
Точно, могли и у Александрийских гусар позаимствовать.
Нет, это им пруссаки на полковой юбилей подарили свой "тотенкопф", а царь-батюшка разрешил. Да, у Мариупольцев "черепушек" не когда не было.
Хочу перепостить Ваш материал. Не против?
Это не "череп" - это "Адамова голова". Символ "Адамова голова" — символ смерти и одновременно бесстрашия перед её лицом. Это универсальный символ всех европейских народов. Имеет библейские корни. Являлся символом самопожертвования Христа.В последствии символ Вечности и Бессмертия (по этому часто изображался на надгробиях). С 18 века активно используется. "Jolly Roge" и "Адамова голова" не одно и тоже. Изначально "Jolly Roge" - (красная метка)Это был красный флаг, на которой была черная рука с абордажной саблей. вообще не имел изображения черепа в принятом нами виде. Далее 20х годов в РККА существовать не мог, так как имел однозначно религиозный оттенок, а в западных странах встречался и позднее, и не удивительно, что и по сей день, традиции консервативны. (символом финских ВВС, до сих пор является голубая свастика)
Особый интерес представляют советские самолеты, которые эпатируя противника просто стали изображать на фюзеляжах голых баб.

Edited at 2012-11-19 05:21 am (UTC)
Вряд ли советские летчики, рисуя черепа на своих самолетах, придавали этому христианский смысл, тем более что у них эти рисунки порой сочетались с чертями (см. самолет Южака).
Насчет того, что пираты якобы не использовали флаги с черепами - тоже вопрос спорный, в частности, есть информация, что такой флаг был у английского пирата начала 18 века Эдварда Ингланда (Сиджера).
http://en.wikipedia.org/wiki/Edward_England
А по поводу голых баб я еще сделаю постинг. Во времена гражданской войны это был довольно распространенный сюжет в красной авиации, есть несколько весьма интересных фотографий.
Я не говорю, что пираты не использовали. Просто именно Jolly Roger изначально был красный, отсюда и такое название. Ярко красный, или как вариант "красный пройдоха" Я сейчас не помню, но Jolly созвучно некому французскому слову обозначающему метка, клеймо, заклейменный. У меня была в детстве дореволюционная книга издания Мейра, посвященная гербам и флагам, и там была целая глава о пиратах. Естественно будучи ребенком, я ее выучил почти наизусть. Там приводились первые пиратские флаги. Они были красного цвета, и обычно с некими ребусами, по геральдическому (понятному тогда) принципу. Часы, меч, скелет, или череп. Каждый сочинял ребус под себя, Их было достаточно много, А классический черный флаг появился чуть позже, в 20х годах 18 века.
Я и не спорю с тем, что пиратский флаг черного цвета вполне мог появиться только в 19 веке. Вот снимок из музея истории пиратства в Ки-Уэст. Как видно из подписи, этот Jolly Roger датирован 1850 годом.
http://www.buildabettermousetrip.com/images/pirates/Jolly%20Roger%20Flat%20at%20St.%20Augustine%20Pirate%20and%20Treasure%20Museum%20.jpg

Edited at 2012-11-19 07:29 pm (UTC)
Переходим к самому интересному разделу, посвященному, как вы наверняка уже догадались, российской авиации. Борцам за отстаивание российских приоритетов в любых областях человеческой деятельности можно смело вносить в свою копилку еще один факт: именно у нас на заре авиации разрисовывание самолетов черепами приобрело наиболее широкий размах. В этом деле российские авиаторы превзошли всех своих коллег из других стран. Ведь только у нас во время Первой мировой войны "веселый Роджер" стал эмблемой не только отдельных пилотов, но и целых авиаотрядов. И хотя по общему количеству боевых самолетов в те годы Россия сильно отставала от Англии, Франции, Германии и США, по числу машин с черепами она безусловно лидировала.
Довольно спорное утверждение, "мертвая голова", свастика, различные звезды, были излюбленными мотивами эмблем у всех авиаторов этой эпохи и наши тут какого либо особого лидерства не имели.

А подпоручик Краузе из 8-го истребительного отряда скопировал понравившуюся ему эмблему 19-го корпусного, дополнив ее картинно развевающимися "дредами".
Это не личная эмблема. а отрядная.

Прапорщик Михайлов из 22-го корпусного отряда не мог похвастать боевыми успехами, зато он отметился рекордным количеством черепов на его "Ньюпоре". Что интересно, на этой машине он летал уже после октябрьской революции в составе Красного воздушного флота, но еще до того, как в качестве официальной эмблемы РККВФ осенью 1918 года стали использовать красные пятиконечные звезды.
Нет, это лето 1917 года 22-й као тогда входил в 3-ю боевую группу, согласно рапорта инспектора авиации Западного-фронта пилоты этого отряда пользовались в качестве отличительных знаков различными личными эмблемами, Кибасов вот выбрал "русалку", а Михайлов предпочел "Адамову голову".

В заключение надо отметить, что ни одного фотоснимка белогвардейского аэроплана с черепами я не видел, а в начале 1920 годов "адамовы головы" полностью исчезли и с советских самолетов.
У белых тоже были, но не так часто как у красных.


В конце 1916 года череп с костями стал отличительным знаком 19-го корпусного авиаотряда Юго-западного фронта, на базе которого весной 1917-го была сформирована первая в России боевая (истребительная) авиагруппа. На самолетах рядовых пилотов авиагруппы рули поворота красили в черный цвет, а на его фоне белой краской изображали "адамову голову". Самолеты командира группы ротмистра Козакова и его заместителя есаула Шангина отличались обратным порядком цветов эмблемы - черный череп на белом фоне. На снимке их истребители видны слева, в дальнем конце строя.
Шангина в группе еще не было в конце строя стоят две машины А.А.Козакова, старая "девятка" и новый - тип. 17.

Один из наиболее выдающихся асов авиагруппы прапорщик Иван Смирнов свои первые победы одержал на французском истребителе "Моран-Солнье". На фотографии он справа, а слева - пленный немецкий летчик Альфред Хефт, которого Смирнов подбил и принудил к посадке на нашей территории. Всего за годы войны Смирнов одержал 10 подтвержденных воздушных побед.
Обратите внимание на то что немцу одолжили русскую фуражку, пилоток (складных шапочек, котрые было удобно спрятать в кабине под сиденье) им не полагалось. ;-)

Edited at 2012-11-23 04:44 pm (UTC)
"Довольно спорное утверждение, "мертвая голова", свастика, различные звезды, были излюбленными мотивами эмблем у всех авиаторов этой эпохи и наши тут какого либо особого лидерства не имели".

В какой еще стране черепа являлись эмблемами авиаотрядов?

"Это не личная эмблема. а отрядная."

Пруфлинк?

"У белых тоже были, но не так часто как у красных".

Очень интересно, примеры приведите, пожалуйста.
"В какой еще стране черепа являлись эмблемами авиаотрядов?"

Франция на пример, как Вам "орел на черепе" знак эскадрильи N91, а эмблемой SPA 94 был даже не череп, а целый скелет с косою, или вот если хотите еще ранняя Польша. В 1919 году у одной из линейных эскадр (номер навскидку не помню) опознавательным знаком был рисунок скелета, играющего на скрипке.

"Пруфлинк?"

Не откуда взять пока, поверьте уж на слово. Во первых мне известен майский приказ 1917 года по 1-й БАГ, где указано, что машины II IV VIII и XIX отрядов должны были различаться знаками на рулях направления. Во вторых фото машины Краузе не единственное, нашелся снимок еще одного "Ньюпора 17" с аналогичной эмблемой.

"Очень интересно, примеры приведите, пожалуйста."

Вот, пожалуйста из свеженького, в переиздании работы Кибовского, Ципленкова и Степанова УНИФОРМА РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА на стр.114 (1-го тома) приведена фотография 6-го авиационного отряда ВСЮР, снятая летом 1919 года в районе Белгорода. У одного из трех "Соповичей-кемелов", попавших в кадр фотографа фюзеляжная кокарда закрашена "адамовой головою". Были еще примеры просто искать сейчас долго.

Edited at 2012-11-24 07:25 am (UTC)
Эскадрилья SPA94 сформирована только в феврале 1918 года, причем скелет был не первой ее эмблемой. Орлы на "Ньюпорах" из №91 первоначально держали в лапах гранаты, а не черепа.
http://gaubs.free.fr/-INSIGNES-/!Historiques.htm#
Ну а про поляков и говорить нечего, "скелет-скрипач" появился в EW3 не раньше 1919 года, то есть уже после окончания ПМВ. Так что, в любом случае приоритет 1-й БАГ неоспорим. :)
Тем не менее, поправка принимается, в текст постинга я внесу изменение.
"Еще один "Ньюпор" с аналогичной эмблемой" не может быть машиной того же пилота?
Насчет книги "Униформа..." - меня в свое время жаба задушила покупать этот "талмуд", тем более, что униформой как таковой я особо не интересовался. Выходит, зря, а нет ли этой фотографии в электронном виде?