я

В грековском зале, в грековском зале...

Проблема, которую я затронул в предыдущей заметке, на самом деле гораздо глубже и касается не только приснопамятного Рыженко, а практически всех членов студии военных художников имени М.Б. Грекова при Министерстве обороны Российской Федерации. И заключается она в том, что эти живописцы с удивительным безразличием и даже каким-то демонстративным пренебрежением относятся к достоверности изображения военной, да и любой другой техники на своих картинах.

Казалось бы, кому, как не им - профессиональным баталистам надо быть эталоном в этом деле, но нет. Качественные и реалистичные изображения танков, самолетов, артиллерийских орудий и т.д. можно увидеть у кого угодно, но только не у них. Художники-оформители военно-исторических книжек и даже многие любители зачастую работают гораздо аккуратнее и точнее, чем осыпанные государственными наградами "мэтры" грековской студии.

И проблема эта возникла не вчера, она существует с момента основания казенного питомника военных рисовальщиков. О чем говорить, если даже сам классик и основоположник советской батальной живописи Митрофан Греков, чьим именем названа студия, рисовал вот так:

grekov

По-моему, за столь убогое и несуразное изображение танка должен краснеть от стыда даже выпускник детской изостудии, однако Греков до революции успел закончить Санкт-Петербургскую академию художеств!!! Как же такое могло быть? Мне представляется только один ответ: и сам Греков, и его последователи, несмотря на постоянно декларируемый ими принцип реализма, на деле никакие не реалисты, да и вообще, художниками их можно назвать с большой натяжкой. По сути это плакатчики, для которых главное - не достоверность, а идеологический и пропагандистский посыл.

Именно этого от них требовали и за это им платили деньги. И им было абсолютно до лампочки, насколько верно нарисован танк, самолет, корабль или пушка. Тем более, что их чиновным заказчикам тоже было на это глубоко плевать. Едва ли не все сюжетные картины студии Грекова это исполненные в живописной или графической манере плакаты, предназначенные для визуальной пропаганды. И художественные приемы применялись соответствующие, несмотря на то, что они не имели ничего общего с реализмом. Например, если надо показать растущую мощь Красной армии, то можно нарисовать танк МС-1 в два раза крупнее его настоящего размера.

683830_original

А если нужно продемонстрировать ничтожество и обреченность "белогвардейщины", то рисуем белогвардейский танк Mk.V размером с платяной шкаф, хотя, реально он в три раза больше.

А вот еще один типичный образчик подобного приема. Прикиньте, какого размера корпус у танка БТ в сравнении башней и фигуркой танкиста, торчащей из башенного люка. Но, начхать на пропорции, главное - чтобы было внушительно! Тем более, что в 30-е годы никому бы не пришло в голову вслух смеяться над подобным идиотизмом.


688356_original

К сожалению, несмотря на смену вех и эпох, в грековской студии ничего не менялось, кроме персонажей на парадных портретах. И в послевоенные годы "социалистические реалисты" относились к реализму так же наплевательски, что вполне логично, поскольку подлинного реализма от них по-прежнему никто не требовал. Вот известная и многократно тиражированная картина 1984 года, изображающая героическое спасение советскими вертолетчиками экипажа тонущего судна.

СЕМЕНОВ Алексей Николаевич sos

В вертолете угадывается Ми-8, но скажите, господа-товарищи, вы где-нибудь видели Ми-8 с таким остеклением кабины, с такими винтами, да и вообще с такими формами?! А ведь в 1984 году эта машина уже была известна, пожалуй, не меньше, чем "Жигули", были опубликованы тысячи ее фотографий с любых ракурсов, не говоря уж о телесюжетах и киносъемках.

В общем, ничего не мешало автору полотна, товарищу Семенову (заслуженному художнику РСФСР!), нарисовать вертолет правильно, однако зачем?! Ведь для плаката и так сойдет, драматизм ситуации и героизм спасателей отображены, а больше ничего и не надо. За точность изображения машины автору никто не стал бы доплачивать, а ему самому глубоко пофигу.


Самое забавное и одновременно печальное - то, что и сейчас бывшие товарищи, а ныне господа грековцы работают так же халтурно. Идеологию поменяли, но суть осталась прежней. По поводу Рыженко уже всё сказано, но ведь и другие не лучше. Вот картина 2008 года "Атака вертолетов Ка-50", вывешенная на студийном сайте, автор Андрей Сибирский.

СИБИРСКИЙ Андрей Вениаминович 2008

Думаю, фраза "найдите 10 ошибок" тут неуместна, поскольку вся картина - одна сплошная ошибка. Особенно умиляет стрельба файрболами, которые, очевидно, должны изображать НАР С-8, а также то, что винты вретолетов спокойно перехлестывают друг через друга. Зато какой драйв, какая экспрессия! В общем, похоже, что "родовая травма" студии Грекова, увы, неизлечима. И жаль, что Сердюков в бытность министром обороны так и не успел прикрыть эту богадельню.
promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Отправить эту студию заниматься бокс-артами для сборных моделей. Глядишь, польза была бы. Но они, видимо, выше столь утилитарного направления..
Они не смогут делать бокс-арты, для этого надо уметь рисовать.
Видя БТ, Char 2C нервно курит под забором))))))
"Кормушки" всегда знатным террариумом были, с пофигистическим отношением к конечному результату...
Думаю, это в большой степени говорит о пофигизме заказчика, чем о неумении художников рисовать. тем более что у нас в советской России каждую работу принимали художественные комиссии.
опять же , не знаю как это было позже времена, но в сталинские годы от художников специально требовали изображать современную военную технику максимально условно, так тогда понимали требования секретности.
Собственно говоря, все упирается в вопрос - а что такое батальная живопись? Если это полноценный жанр обычной живописи, то все ляпы в изображении военной техники и т.п. значения не имеют, но и оценивать эти работы надо по тем же критериям, что и обычную живопись (с этой точки зрения, 2-я из приведенных в посте работ заслуживает 5 баллов, 1-я - 4, 3-я на троечку тянет, остальные художественной ценности не имеют).
Если же это особый, "прикладной" жанр, основная цель которого - дать зрителю четкое представление об эпохе и ее деталях, тогда оценивать действительно стоит по достоверности произведения и соответствии его историческим фактам, а художественные достоинства изображения - дело десятое.
Проблема в том, что наши современные баталисты из первого варианта давно ушли, да вот ко второму так и не пришли.
Ну, вообще-то, батальный жанр изобразительного искусства это изображение военных тем и армейской жизни, никаких иных вариантов нет. Разумеется, хотелось бы, чтобы это изображение было достоверным, если речь идет о реалистичном искусстве.
Зато, портрет Сердюкова намалевать все-таки сподобились...
Вертолеты жуть страшная - количество направляющих в блоках для НУРС явно взято с с мясорубки и добавлено широкими мазками.
"Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете?"
а еще у ми-8 переспектива искажена по - моему, хотя возможно это у меня кривоглазие
Похоже, что так - идея важнее реалистичности. А то, что отсутствие реалистичности может даже хорошую идею похоронить с потрохами, их не волнует.
-По сути это плакатчики, для которых главное - не достоверность, а идеологический и пропагандистский посыл.

В кино и литературе та же печаль, кстати.

И еще один штрих - картины удручающе одинаковы.

Сейчас выкладывают подборки обложек всяких дешевых журналов США - художники пишут всякий трэш, но он а) интересен б) с пропорциями все в порядке в) авторы таки отличаются даже невооруженным взглядом.
И еще один штрих - картины удручающе одинаковы.

Художники копировали модную стилистику. Например, у Зерновой в "Передаче танков" явно видна манера Дейнеки.
оффтоп
я тут был на одной выставке в ЦДХ, как раз "победная" тематика.
Но там собрание всяких произведений. Некоторые вообще не совсем понятно каким боком.
и да, когда смотрел современные "военные" картины, в ступор вдал.
вот вой альбом с фото с выстваки
https://fotki.yandex.ru/users/nektonemo/album/153978/

я как то в жж мало фото выкладывал, но вот "гениальная" живопись, пару картин больших я фрагментарно разобрал
http://nektonemo.livejournal.com/7091000.html
Re: оффтоп
Танкист - зомби? :)
А подборка - мощная. Стриптизерша с шестом и красный кот особенно впечатляют. Но, вообще, грустно все это, поскольку сильно напоминает выставку творчества душевнобольных или наркоманов.
перекопирую что в своем псто еше написал:


От себя.
С одной стороны - забавно рассматривать "древние" забавные картинки с "переразмеренными" танками... НО... За это деньги платят, а художники гонят хрень всякую.
Из последнего был я тут на одной выставке, там среди прочего и современная "военная живопись". Если просто "арт на тему войны и послевойны" - изначально символический - не вызвал вопросов, т.к. это все таки фантазия художников.
То вот конкретно "ВОЕННАЯ ЖИВОПИСЬ", батальная живопись вводила в ступор, ибо ... ну как сказать, видится формалисткий подход, убогость рисования... Сделано на "отЪебись".
вот тут например разбирал фрагментарно 2 картины
http://nektonemo.livejournal.com/7091000.html

или вот еще на той выставке видел большие полотна(там их больше, это часть только) - и вот НИЧЕГО НЕ ВИЖУ я тут в этих картин. Чисто формально натыкали фигурок_символов_флагов...






смотря на это, вспоминается всякая батальная живопись "прогнившего запада"... ну... мне как то "западная" милей... а вот наша "высокодуховная" живопись вообще не трогает.

ДА, уместно ту же помянуть "памятник" ПМВ новый ...
я его посмотрел в живую - http://nektonemo.livejournal.com/7057534.html - тоже самое - втыкнули куда попало "больших солдатиков" и все. никакого "ПАМЯТНИКА" я тут не вижу.

Но блин все это "бюджет"
По-моему, очень симпатичная картинка. Самолеты нарисованы правильно, пропорции соблюдены, композиция и цветовая гамма тоже приятные.