Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

В грековском зале, в грековском зале...

Проблема, которую я затронул в предыдущей заметке, на самом деле гораздо глубже и касается не только приснопамятного Рыженко, а практически всех членов студии военных художников имени М.Б. Грекова при Министерстве обороны Российской Федерации. И заключается она в том, что эти живописцы с удивительным безразличием и даже каким-то демонстративным пренебрежением относятся к достоверности изображения военной, да и любой другой техники на своих картинах.

Казалось бы, кому, как не им - профессиональным баталистам надо быть эталоном в этом деле, но нет. Качественные и реалистичные изображения танков, самолетов, артиллерийских орудий и т.д. можно увидеть у кого угодно, но только не у них. Художники-оформители военно-исторических книжек и даже многие любители зачастую работают гораздо аккуратнее и точнее, чем осыпанные государственными наградами "мэтры" грековской студии.

И проблема эта возникла не вчера, она существует с момента основания казенного питомника военных рисовальщиков. О чем говорить, если даже сам классик и основоположник советской батальной живописи Митрофан Греков, чьим именем названа студия, рисовал вот так:

grekov

По-моему, за столь убогое и несуразное изображение танка должен краснеть от стыда даже выпускник детской изостудии, однако Греков до революции успел закончить Санкт-Петербургскую академию художеств!!! Как же такое могло быть? Мне представляется только один ответ: и сам Греков, и его последователи, несмотря на постоянно декларируемый ими принцип реализма, на деле никакие не реалисты, да и вообще, художниками их можно назвать с большой натяжкой. По сути это плакатчики, для которых главное - не достоверность, а идеологический и пропагандистский посыл.

Именно этого от них требовали и за это им платили деньги. И им было абсолютно до лампочки, насколько верно нарисован танк, самолет, корабль или пушка. Тем более, что их чиновным заказчикам тоже было на это глубоко плевать. Едва ли не все сюжетные картины студии Грекова это исполненные в живописной или графической манере плакаты, предназначенные для визуальной пропаганды. И художественные приемы применялись соответствующие, несмотря на то, что они не имели ничего общего с реализмом. Например, если надо показать растущую мощь Красной армии, то можно нарисовать танк МС-1 в два раза крупнее его настоящего размера.

683830_original

А если нужно продемонстрировать ничтожество и обреченность "белогвардейщины", то рисуем белогвардейский танк Mk.V размером с платяной шкаф, хотя, реально он в три раза больше.

А вот еще один типичный образчик подобного приема. Прикиньте, какого размера корпус у танка БТ в сравнении башней и фигуркой танкиста, торчащей из башенного люка. Но, начхать на пропорции, главное - чтобы было внушительно! Тем более, что в 30-е годы никому бы не пришло в голову вслух смеяться над подобным идиотизмом.


688356_original

К сожалению, несмотря на смену вех и эпох, в грековской студии ничего не менялось, кроме персонажей на парадных портретах. И в послевоенные годы "социалистические реалисты" относились к реализму так же наплевательски, что вполне логично, поскольку подлинного реализма от них по-прежнему никто не требовал. Вот известная и многократно тиражированная картина 1984 года, изображающая героическое спасение советскими вертолетчиками экипажа тонущего судна.

СЕМЕНОВ Алексей Николаевич sos

В вертолете угадывается Ми-8, но скажите, господа-товарищи, вы где-нибудь видели Ми-8 с таким остеклением кабины, с такими винтами, да и вообще с такими формами?! А ведь в 1984 году эта машина уже была известна, пожалуй, не меньше, чем "Жигули", были опубликованы тысячи ее фотографий с любых ракурсов, не говоря уж о телесюжетах и киносъемках.

В общем, ничего не мешало автору полотна, товарищу Семенову (заслуженному художнику РСФСР!), нарисовать вертолет правильно, однако зачем?! Ведь для плаката и так сойдет, драматизм ситуации и героизм спасателей отображены, а больше ничего и не надо. За точность изображения машины автору никто не стал бы доплачивать, а ему самому глубоко пофигу.


Самое забавное и одновременно печальное - то, что и сейчас бывшие товарищи, а ныне господа грековцы работают так же халтурно. Идеологию поменяли, но суть осталась прежней. По поводу Рыженко уже всё сказано, но ведь и другие не лучше. Вот картина 2008 года "Атака вертолетов Ка-50", вывешенная на студийном сайте, автор Андрей Сибирский.

СИБИРСКИЙ Андрей Вениаминович 2008

Думаю, фраза "найдите 10 ошибок" тут неуместна, поскольку вся картина - одна сплошная ошибка. Особенно умиляет стрельба файрболами, которые, очевидно, должны изображать НАР С-8, а также то, что винты вретолетов спокойно перехлестывают друг через друга. Зато какой драйв, какая экспрессия! В общем, похоже, что "родовая травма" студии Грекова, увы, неизлечима. И жаль, что Сердюков в бытность министром обороны так и не успел прикрыть эту богадельню.
Tags: Халтура, живопись, маразм, муки творчества
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →