Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Львы и кондоры

12 июня - государственный праздник не только у России, но и у Парагвая, причем для парагвайцев эта дата куда более логична и обоснованна, поскольку 12 июня 1935 года убедительной победой Парагвая завершилась его война с Боливией за спорную территорию Гран-Чако. Так что, для парагвайцев сегодня не просто праздник, а юбилей.
Правда, война между парагвайским львом и боливийским кондором была на редкость бессмысленной и бестолковой. Три года нищий Парагвай, напрягая все силы, сражался со столь же нищей Боливией за безлюдную, безводную и бесполезную полупустыню, в которой якобы нашли нефть, но потом оказалось, что ее там ничтожно мало, а добыча экономически невыгодна. Прежде чем это выяснилось, погибли от 35 до 50 тысяч парагвайцев и от 50 до 90 тысяч боливийцев, а обе страны по уши погрязли в долгах.
Однако события, печальные для их участиников, нередко бывают весьма интересными для тех, кто наблюдают за ними со стороны или изучают их в историческом аспекте. Чакская война интересна тем, что это был последний столь крупный и продолжительный международный военный конфликт в Западном полушарии. И одновременно - первый, в котором значительную роль сыграла авиация. Ее там было немного - не более сотни самолетов с обеих сторон, но использовались они очень разнообразно и с полной отдачей. Отмечались бомбардировки и штурмовки вражеских позиций, воздушные бои и разведывательные рейды, активно действовали "воздушные санитары" и транспортники. Особенно привлекательно для историка широкое разнообразие типов боевых и транспортных машин, поскольку боливийцы и парагвайцы закупали авиатехнику везде, где только можно: в США, Англии, Франции, Италии, Германии и даже в Швеции.
Давайте посмотрим, на чем они воевали.

Scan-131006-0001m_zpsa4946dd3
Разведчик и легкий бомбардировщик "Потэз-25" - самая многочисленная машина парагвайских ВВС времен Чакской войны. Таких самолетов у Парагвая имелось аж целых 14 штук, закупленных в 1929 году.

70E1948C6
Одновременно с "Потэзами" парагвайцы купили во Франции семь истребитеоей "Вибо-73". На фото видны два из них.

cr.20-01
Парагвайские летчики возле истребителя "Фиат" CR.20. Этих итальянских самолетов имелось всего пять и они были сведены в эскадрилью Los Indios ("Индейцы"). На одном из них воевал российский эмигрант Владимир Парфененко, возможно, он есть среди этих летчиков. К сожалению, более резкого снимка я не нашел.

acGranChaco_p076
Командир "индейцев" майор Леонардо Апонте у своего самолета, на борту которого нарисована эмблема эскадрильи.

Savoia-Marchetti S59bis
Парагвайская патрульная летающая лодка "Савойя-Марчетти" S-59bis.

Macchi M18AR-para
Еще один парагвайский гидроплан итальянского производства "Макки" M18AR возле ангара в Асунсьоне. В конце войны его применяли как ночной бомбардировщик.

30x10
Два американских пассажирских "Трэвел Эйра" М-6000Т-9 использовались парагвайцами в качестве санитарных машин. На снимке - один из них, на его борту, справа от двери, написано название парагвайского форта Нанава. Вероятно, самолет был закреплен за этим фортом.

acGranChaco_p050

acGranChaco_p051
Если парагвайцы предпочитали закупать боевые самолеты во Франции и в Италии, то боливийцы, в основном, были клиентами английских, американских и немецких авиафирм. На двух верхних снимках - многоцелевые боевые самолеты Кертисс "Циклон-Фолкон" производства США, приобретенные Боливией в количестве 10 экземпляров.

acGranChaco_p042
Английский легкий бомбардировщик Виккерс-149 "Веспа" с боливийскими ОЗ. К началу войны у Боливии было девять таких самолетов, через год осталось три.

acGranChaco_p068
Американские истребители-бомбардировщики Кертисс "Хок-II" Боливия закупила уже во время войны. В начале 1930-х годов они считались вполне современными и передовыми машинами. Денег у боливийцев хватило на шесть штук.

acGranChaco_p067
Боливийский летчик-истребитель лейтенант Клаудио Лопес и его механик возле "Хока". Под нижним крылом видны бомбовые подвески.

F42B47B4C
Три "Юнкерса" К-43 шведского производства, купленные в 1934 году, боливийцы использовали как транспортники и легкие бомбардировщики, о чем свидетельствуют крепления для мелких бомб под крылом.

acGranChaco_p047
Еще один снимок боливийского "Юнкерса" К-43. На крыше фюзеляжа видна пулеметная турель.

acGranChaco_p055
Несмотря на то, что Франция снабжала авиатехникой Парагвай, боливийцы тоже приобрели там семь легких бомбардировщиков "Бреге-19". На снимке - одна из этих машин с надписью "Батальон Колорадос" на борту. Поначалу боливийские "Бреге" были серебристыми, а потом их перекрасили в зеленый цвет.

GuerradelChaco10-1
Последним боливийским приобретением в области авиации, сделанным до того как Лига наций наложила эмбарго на поставки вооружений обеим воюющим сторонам, стали три трехмоторных транспортника "Юнкерс" Ju-52M3. Их использовали для армейских перевозок и эвакуации раненых. Это были самые крупные самолеты, применявшиеся на Чакской войне.
Tags: ВВС, История, Латинская Америка, авиация, дизельпанк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А вот вам и Хэллоуин

    Владимир Владимирович только что внес в Госдуму законопроект "О порядке формирования Совета Федерации". Главный пункт этого…

  • Одно слово - румын

    В дополнение к вчерашней заметке про "крылатый пылесос" Анри Коандэ надо сказать, что вторая разработка этого румынского…

  • This is Halloween!

    Во-первых, поздравляю тех, кто сегодня празднует, хотя в этом году день ужасов и кошмаров можно отмечать едва ли не ежедневно, достаточно просто…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments