я

Испанские "Варяги"

kamikaze-cervera1
3 июля 1898 года возле бухты Сантьяго на Кубе произошло нечто вроде того, что случилось через пять с лишним лет на противоположной стороне Земного шара - у бухты Чемульпо. Испанская эскадра адмирала Серверы, блокированная американским флотом под командованием адмирала Сэмпсона и коммодора Шлея, попыталась вырваться из западни и была уничтожена. Сходство усугублялось тем, что испанские моряки, как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо, но мимо. Поэтому у американцев в результате боя появился всего один убитый и один раненый матрос, а испанцы потеряли четыре броненосных крейсера и два эсминца.

Однако адмирал Сервера и его подчиненные вели себя более решительно, чем капитан Руднев. Они не ретировались обратно в бухту после первых же попаданий, а упорно шли на прорыв под ураганным огнем до тех пор, пока все их корабли не превратились в пылающие развалины. Эсминцы затонули, а охваченные огнем крейсера один за другим выбросились на прибрежные отмели. Фейерверк по поводу окончательной гибели испанской колониальной империи и рождения нового морского гегемона получился ярким и впечатляющим.


Флагман адмирала Серверы тяжелый броненосный крейсер "Инфанта Мария Тереза". Три из четырех кораблей испанской эскадры относились к тому же классу и выглядели почти идентично.

maria-teresia
В 1897 году, во время дружественного визита в Нью-Йорк "Инфанта Мария Тереза" подняла на фок-мачте американский флаг. Менее чем через год корабли с такими флагами ее расстреляли.

viskaya
Систершип "Марии Терезы" крейсер "Вискайя", погибший с ней в одном бою.

a094b467
Самый современный и мощный корабль Серверы - крейсер "Христофор Колумб" пошел в бой недостроенным и частично безоружным, на нем отсутствоваля артиллерия главного калибра. На снимке видно, что в амбразуре повернутой вбок носовой башни нет орудия.

furor
"Фурор" - один из двух миноносцев, пытавшихся вырваться из бухты вместе с крейсерами.

brooklyn2
Флагман коммодора Шлея броненосный крейсер "Бруклин". Далее - снимки американских кораблей, принимавших участие в бою у Сантьяго.

indiana
Броненосец "Индиана".

texas1
Броненосец "Тексас".

oregon-1898
Броненосец "Орегон".

AA oo Iowa 1898
Броненосец "Айова".

USS_New_York_LOC_det_4a04864
Броненосный крейсер "Нью-Йорк", прибывший к шапочному разбору и не успевший пострелять по испанцам.

Gloucester_formerly_J._P._Morgan's_Corsair._Converted_yacht._Port_stern_quarter,_05-24-1898_-_NARA_-_512926
Вспомогательный крейсер (вооруженная яхта) "Глочестер".

1pound-vixen
Однофунтовая скорострелка на палубе другого вспомогательного крейсера "Виксен".


Главные действующие лица: адмирал Уильям Томас Сэмпсон, коммодор Винфельд Скотт Шлей и альмиранте Паскуаль Сервера.

santiago-battle
Картина, изображающая начало сражения, когда испанские корабли выходили из бухты. Ради зрелищности художник пренебрег достоверностью: на самом деле противоборствующие эскадры в этот момент находились гораздо дальше друг от друга.

furor-sinking
Первыми погибли испанские миноносцы "Плутон" и "Фурор", расстрелянные вспомогательными крейсерами "Виксен" и "Глочестер". На рисунке - потопление "Фурора".

maria-teres2

almirante-oquendo-santiago
Потом выбросились на берег вспыхнувшие от многочисленных попаданий крейсера "Мария Тереза" и "Альмиранте Окендо".



viskaya2
Через 45 минут их примеру последовал крейсер "Вискайя".

cristobal-colon
Дольше всех продержался "Христофор Колумб", но и его американцы добили после полуторачасовой погони. Это был последний испанский корабль, погибший за остатки былого величия.

Recent Posts from This Journal

promo vikond65 июнь 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Могли как моряки крейсера "Рейна Мерседес" не входившего в эскадру Серверы поставить корабль в проходе что бы американские корабли не вошли в бухту, а орудия нестреляющего боя - направить на сухопутные позиции и оборонять крепость.

Все равно потом пришлось бы сдаваться. Взяли бы измором. А так хоть был шанс нанести потери противнику и надеяться, что кто-то уйдет.

Потому затопил Варяг что бы потом его можно было для Русского флота поднять.

А зачем же он тогда взорвал "Корейца"?
>Все равно потом пришлось бы сдаваться. Взяли бы измором.

Но в боях и затопленными. Правда Рейну Мерседес американцы то же подняли и использовали до 1947. Но это именно после фиаски с Терезой и Колоном - хотелось вещественного трофея побед

> А так хоть был шанс нанести потери противнику и надеяться, что кто-то уйдет.

Вот только куда - на этот вопрос редко дают ответ - в какой еще порт могли уйти крейсера Серверы с имеющимся запасом известного качества угля. Хотя если в нейтральный порт :-) А далее см "Варяг" :-)

>А зачем же он тогда взорвал "Корейца"?

"Корейца" то как раз могли бы поднять легко. Посудина небольшого размера под 1500т. "Сунгари" же вон как быстро подняли (и "Сунгари" ошибка Руднева, просто забыл он про "чужой" ведомственный пароход). Потому "Корейцу" подорвали носовую часть. А корма хорошо видна на фотографиях - даже труба не упала.

А вот интересно, если б на прорыве Руднев поставил Корейца головным?
На фарватере все равно особо не разгонишься, а хоть какой-то шанс использовать 8-дм появился бы.
Почему не разгонишься? Фарватер там прямой, вполне можно разогнаться.
Вроде как у того же Черновила написано что быстрее 12 узлов по этому фарватеру не ходили.
Хотя конечно в мирное время.
И вроде как скорость зависит и от глубины под килем.
В какой-то монографии по черноморским Новикам читал, что 30 узлов они могли развить только на глубинах более 50 метров.
А Кореец головным мог хоть свои пушки использовать и по этой же причине отвлекал на себя внимание. Попасть же в маленькую канонерку при быстро меняющемся целике - очень даже проблема.
Согласно формуле Ярроу, для скорости в 30 узлов критической является глубина 81 фут, т.е менее 25 метров. А для 20 узлов - всего 35 футов, фарватер на выходе из Чемульпо даже во время отлива гораздо глубже.
Кореец во время боя шел параллельным с "Варягом" курсом и вполне мог использовать свои пушки.
Вообще говоря, и Варяга хотели взорвать. Вроде нейтралы отговорили, боясь своих повреждений.
И насколько я помню, Варяг вернулся не после первых попаданий. На нем вроде выбило три четверти главного калибра.
Большинство попаданий он получил при циркуляции и вдогонку. До начала разворота на обратный курс в него попали всего два снаряда. Насчет трех четвертей это сказки.
Все верно все же сделал - кроме затопления.

Ибо проскочить на шарап не удалось, драться же с такой ордой - это действительно потерять корабль абсолютно бесцельно (да еще посадив его на мель у Идольми или где еще, даже не в фарватере (и топиться в фарватере толку то же нет - он сугубо шире корабля) . Против "Асамы" у Руднева лома не было.
Все неправильно сделал, начиная с того, что не развил полный ход, а тащился со скоростью "Корейца", надеясь, что желтолицые макаки не посмеют стрелять в белых господ. И даже когда японцы уже сделали пристрелочные выстрелы, он не приказал увеличить скорость, тем самым облегчая врагу прицеливание.
Ну а потом: 12.02 - первое попадание, 12.05 - второе, 12.07 - третье, повреждения минимальные, выведен из строя один дальномерный пост из шести и одна шестидюймовка из 12, но Руднев запаниковал и в 12.08 приказал драпать.

http://abakus.narod.ru/chem/map-t-small.jpg

Edited at 2015-07-03 07:55 pm (UTC)
Суждения господина Черновола ака абакус спорны весьма.

Ну для начала всех его рассуждений он так и не потрудился найти карты Чемульпо НА момент боя Варяга (а пользовался схемами современными, а во второй половине 1950х годов обстановочка там поменялась радикально).

Развить полный ход? В проливе попутным с приливным течением (весьма серьезным), с управляемостью "Варяга" на фарватере шириной в пару кабельтовых от камня до мели, не зная обстановки и расположения всех кораблей противника. Воля ваша, но это было бы действительно глупо. Причем идти каналом шириной 1,5-2 кабельтовых Варягу было 10 миль. Каналом на котором только что недавно совершенно позорно, без какого либо боя сел на мель французский крейсер "Гейдон" :-) Это только у абакуса в этой кишке можно лихо маневрировать на больших ходах :-) Там даже затопиться "что бы преградить путь японцам" нельзя - тот же "Гейдон" обплывали все кому не лень включая русский "Боярин" :-)

Варяг шел по 4 узловому течению (на тот момент по таблицам приливов) примерно 8 узловой скоростью - это кстати и давало ему эволюционные 12 узлов предписанные - оптиум для таких условий. Гнать: быстрее сесть на мель и фактически опозориться без боя.

>И даже когда японцы уже сделали пристрелочные выстрелы, он не приказал увеличить скорость, тем самым облегчая врагу прицеливание.


Куда он должен был ускориться - на мель? в 11:45 когда японцы начали пристрелку он еще до плеса не добрался. до первого попадания в Варяг еще 18 минут, а до выхода к горловине фарватера ему еще 15 минут хода. При этом Варяг именно что попытался довернуть к южной части плеса - и японские бронепалубники выходят из за "Азамы" и паррируют этот поворот.

И потом очень любопытный поворот "Варяга" - сначала вправо потом влево - он как раз вполне объясним тем что движение второй и третьей тактических групп (Уриу любил пафос, он свой отряд разделил на три :-) - заметили , попытались отменить маневр, довернули обратно на "Асаму" (что подтверждается докладом командира "Асамы") - и вот тут, в точке с наибольшей быстротой течения что то случается (поломка рулевого управления (в докладе Руднева от попадания, но техническое состояние корабля в общем допускает и поломку, в Артурской эскадре таких "шатаний" хватало то же, да и в Цусиму столкновение "Урала" и "Изумруда" тож). Вот это и пресловутый поворот влево - при котором получили самые тяжелые повреждения включая подводную пробоину в угольной яме 12 и течь в котельное отделение.

Вот только после этого - типа Руднев запаниковал :-)

Не, не бьется версия абакуса с реальностью.







Однако я писал по памяти и ошибся. :)
Проверил и оказалось, что попали не два, а три снаряда.
Почитавши разные воспоминания о бое, согласен с вами. Там кто говорит, что при развороте, кто при том, Что Варяг еще и сел на мель. Да, вы правы. Не при первых попаданиях, но вроде после попадания в мостик Варяг повернул. Причины сейчас вряд ли выясним.
Мое впечатление - при сохранении курса (точнее, вдоль фарватера), Варяг вполне мог выйти и проваться
Если бы он продолжал плестись с 11-узловой скоростью, чтобы не отрываться от "Корейца", который не мог идти быстрее, то никаких шансов не было.
На мой взгляд, Рудневу надо было сразу затопить/взорвать "Корейца", висевшего на "Варяге" как гиря, взять его команду на борт и идти на прорыв с максимально возможной скоростью. Тогда его бы не догнали, но это, конечно, уже "послезнание".
На мель "Варяг" не садился. У него уже на обратном пути в бухту от очередного попадания заклинило руль, из-за чего он едва не врезался в остров Иодольми, но повреждение удалось быстро исправить.