я

Испанские "Варяги"

kamikaze-cervera1
3 июля 1898 года возле бухты Сантьяго на Кубе произошло нечто вроде того, что случилось через пять с лишним лет на противоположной стороне Земного шара - у бухты Чемульпо. Испанская эскадра адмирала Серверы, блокированная американским флотом под командованием адмирала Сэмпсона и коммодора Шлея, попыталась вырваться из западни и была уничтожена. Сходство усугублялось тем, что испанские моряки, как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо, но мимо. Поэтому у американцев в результате боя появился всего один убитый и один раненый матрос, а испанцы потеряли четыре броненосных крейсера и два эсминца.

Однако адмирал Сервера и его подчиненные вели себя более решительно, чем капитан Руднев. Они не ретировались обратно в бухту после первых же попаданий, а упорно шли на прорыв под ураганным огнем до тех пор, пока все их корабли не превратились в пылающие развалины. Эсминцы затонули, а охваченные огнем крейсера один за другим выбросились на прибрежные отмели. Фейерверк по поводу окончательной гибели испанской колониальной империи и рождения нового морского гегемона получился ярким и впечатляющим.


Флагман адмирала Серверы тяжелый броненосный крейсер "Инфанта Мария Тереза". Три из четырех кораблей испанской эскадры относились к тому же классу и выглядели почти идентично.

maria-teresia
В 1897 году, во время дружественного визита в Нью-Йорк "Инфанта Мария Тереза" подняла на фок-мачте американский флаг. Менее чем через год корабли с такими флагами ее расстреляли.

viskaya
Систершип "Марии Терезы" крейсер "Вискайя", погибший с ней в одном бою.

a094b467
Самый современный и мощный корабль Серверы - крейсер "Христофор Колумб" пошел в бой недостроенным и частично безоружным, на нем отсутствоваля артиллерия главного калибра. На снимке видно, что в амбразуре повернутой вбок носовой башни нет орудия.

furor
"Фурор" - один из двух миноносцев, пытавшихся вырваться из бухты вместе с крейсерами.

brooklyn2
Флагман коммодора Шлея броненосный крейсер "Бруклин". Далее - снимки американских кораблей, принимавших участие в бою у Сантьяго.

indiana
Броненосец "Индиана".

texas1
Броненосец "Тексас".

oregon-1898
Броненосец "Орегон".

AA oo Iowa 1898
Броненосец "Айова".

USS_New_York_LOC_det_4a04864
Броненосный крейсер "Нью-Йорк", прибывший к шапочному разбору и не успевший пострелять по испанцам.

Gloucester_formerly_J._P._Morgan's_Corsair._Converted_yacht._Port_stern_quarter,_05-24-1898_-_NARA_-_512926
Вспомогательный крейсер (вооруженная яхта) "Глочестер".

1pound-vixen
Однофунтовая скорострелка на палубе другого вспомогательного крейсера "Виксен".


Главные действующие лица: адмирал Уильям Томас Сэмпсон, коммодор Винфельд Скотт Шлей и альмиранте Паскуаль Сервера.

santiago-battle
Картина, изображающая начало сражения, когда испанские корабли выходили из бухты. Ради зрелищности художник пренебрег достоверностью: на самом деле противоборствующие эскадры в этот момент находились гораздо дальше друг от друга.

furor-sinking
Первыми погибли испанские миноносцы "Плутон" и "Фурор", расстрелянные вспомогательными крейсерами "Виксен" и "Глочестер". На рисунке - потопление "Фурора".

maria-teres2

almirante-oquendo-santiago
Потом выбросились на берег вспыхнувшие от многочисленных попаданий крейсера "Мария Тереза" и "Альмиранте Окендо".



viskaya2
Через 45 минут их примеру последовал крейсер "Вискайя".

cristobal-colon
Дольше всех продержался "Христофор Колумб", но и его американцы добили после полуторачасовой погони. Это был последний испанский корабль, погибший за остатки былого величия.

Recent Posts from This Journal

  • У нас всё под контролем

    Свежие новости из Сибири.

  • Халхин-Гол: финальный аккорд

    Ровно 80 лет назад, 15 сентября 1939 года, японский посол в СССР Сигэнори Того и нарком иностранных дел Вячеслав Молотов подписали в Кремле…

  • Не наш день

    Поздравляю всех жителей демократических стран с сегодняшним праздником - Международным днем демократии, провозглашенным Генассамблеей ООН в 2007…

promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Все верно все же сделал - кроме затопления.

Ибо проскочить на шарап не удалось, драться же с такой ордой - это действительно потерять корабль абсолютно бесцельно (да еще посадив его на мель у Идольми или где еще, даже не в фарватере (и топиться в фарватере толку то же нет - он сугубо шире корабля) . Против "Асамы" у Руднева лома не было.
Все неправильно сделал, начиная с того, что не развил полный ход, а тащился со скоростью "Корейца", надеясь, что желтолицые макаки не посмеют стрелять в белых господ. И даже когда японцы уже сделали пристрелочные выстрелы, он не приказал увеличить скорость, тем самым облегчая врагу прицеливание.
Ну а потом: 12.02 - первое попадание, 12.05 - второе, 12.07 - третье, повреждения минимальные, выведен из строя один дальномерный пост из шести и одна шестидюймовка из 12, но Руднев запаниковал и в 12.08 приказал драпать.

http://abakus.narod.ru/chem/map-t-small.jpg

Edited at 2015-07-03 07:55 pm (UTC)
Суждения господина Черновола ака абакус спорны весьма.

Ну для начала всех его рассуждений он так и не потрудился найти карты Чемульпо НА момент боя Варяга (а пользовался схемами современными, а во второй половине 1950х годов обстановочка там поменялась радикально).

Развить полный ход? В проливе попутным с приливным течением (весьма серьезным), с управляемостью "Варяга" на фарватере шириной в пару кабельтовых от камня до мели, не зная обстановки и расположения всех кораблей противника. Воля ваша, но это было бы действительно глупо. Причем идти каналом шириной 1,5-2 кабельтовых Варягу было 10 миль. Каналом на котором только что недавно совершенно позорно, без какого либо боя сел на мель французский крейсер "Гейдон" :-) Это только у абакуса в этой кишке можно лихо маневрировать на больших ходах :-) Там даже затопиться "что бы преградить путь японцам" нельзя - тот же "Гейдон" обплывали все кому не лень включая русский "Боярин" :-)

Варяг шел по 4 узловому течению (на тот момент по таблицам приливов) примерно 8 узловой скоростью - это кстати и давало ему эволюционные 12 узлов предписанные - оптиум для таких условий. Гнать: быстрее сесть на мель и фактически опозориться без боя.

>И даже когда японцы уже сделали пристрелочные выстрелы, он не приказал увеличить скорость, тем самым облегчая врагу прицеливание.


Куда он должен был ускориться - на мель? в 11:45 когда японцы начали пристрелку он еще до плеса не добрался. до первого попадания в Варяг еще 18 минут, а до выхода к горловине фарватера ему еще 15 минут хода. При этом Варяг именно что попытался довернуть к южной части плеса - и японские бронепалубники выходят из за "Азамы" и паррируют этот поворот.

И потом очень любопытный поворот "Варяга" - сначала вправо потом влево - он как раз вполне объясним тем что движение второй и третьей тактических групп (Уриу любил пафос, он свой отряд разделил на три :-) - заметили , попытались отменить маневр, довернули обратно на "Асаму" (что подтверждается докладом командира "Асамы") - и вот тут, в точке с наибольшей быстротой течения что то случается (поломка рулевого управления (в докладе Руднева от попадания, но техническое состояние корабля в общем допускает и поломку, в Артурской эскадре таких "шатаний" хватало то же, да и в Цусиму столкновение "Урала" и "Изумруда" тож). Вот это и пресловутый поворот влево - при котором получили самые тяжелые повреждения включая подводную пробоину в угольной яме 12 и течь в котельное отделение.

Вот только после этого - типа Руднев запаниковал :-)

Не, не бьется версия абакуса с реальностью.







Два кабельтова это, вообще-то, 370 метров. Если Рудневу этой ширины было недостаточно, чтобы развить на прямой прямой скорость больше 12 узлов, то я даже и не знаю, что тут можно сказать...
И не было у него никаких вихляний вправо-влево, а был обычный разворот на обратный курс после получения трех конкретных звездюлей. Вихляться он начал, только когда ему вдогонку еще пенделя дали.
>Два кабельтова это, вообще-то, 370 метров.

Ну вот "Гейдону" за месяц до того не хватило - течение, вихляние на курсе и т.п.

>И не было у него никаких вихляний вправо-влево, а был обычный разворот

Как раз разворот был ОЧЕНЬ необычный - поворот вправо после начала маневра ставший поворотом влево. При этом он не приводил к отрыву от японцев и обратному курсу а лишь к обходу Асамы с севера а не с юга. Обратный курс случился сильно потом.

1) Угу, а если "Медузе" не хватило ширины Атлантического океана, чтобы не налететь на мель, значит этот чертов океан слишком узкий.

2) Поворотом влево он стал, когда руль заклинило, после чего пришлось рака включать.
>1) Угу, а если "Медузе" не хватило ширины Атлантического океана, чтобы не налететь на мель, значит этот чертов океан слишком узкий.

Не до такой степени - но об опасности прохода в Чемульпо говорят тогдашние лоции. Врут наверное :-)


И про повреждения руля - если оно и было - то 6-8 минут курс Варяга был не "рака включать" а строго параллельно японским кораблям... странное такое включение рака.
1) Конечно, врут. Какая может быть опасность в широченном прямом фарватере?

2) Рака он включил после разворота, когда его уже долбили в жоппу.
Широченный НЕПРЯМОЙ фарватер изобиловал камнями и локальными подводными препятствиями. Действительно - какая ерунда. Гладким и прямым он стал после работ в 1950е. А то американцы высаживаясь в Инчхоне в корейскую войну по поводу этого фарватера хвалебных слов особо не говорили :-)

>2) Рака он включил после разворота, когда его уже долбили в жоппу.

Подводная пробоина и течь в кочегарку - она строго на развороте. После таких повреждений как раз уместно подумать - отходить или пытаться прорваться через оба прохода что закрыты противником.

На собственно курсе отхода - было только одно заметное попадание - то самое что пожар в провизионных кладовых. ВСЕ, Даже попадание позади кормовых торпедных аппаратов что считается попавшим на отходе имеет направление из носа в корму.


Так что критика Абакуса беспочвенна и тенденциозна :-)
"Из приведенной карты видно, что отметки глубин на 3-мильном участке фарватера от границы международных вод до северной конечности о Иодолми, при низкой воде не менее 15-17 метров. В середине отлива (до низкой воды еще около 2 часов) высота уровня воды еще на 4-5 метра больше. В непосредственном же месте боя (траверз острова и далее) минимальные глубины от 20 до 29 метров (24-33 метра на то время). Таким образом, глубины на всем участке, пригодном для боя, в 11:50 превышали 20 м и позволяли развивать максимальную скорость хода.
Ширина наиболее узкого места (перед о. Иодолми) фарватера с глубинами свыше 10 м достигала около 10 кабельтов, что более чем достаточно не только для прорыва, но и для маневрирования (напомню, что, по данным испытаний, радиус циркуляции "Варяга" на скорости 17 узлов составлял 1,5 кабельтов). После прохода траверса острова, фарватер резко расширялся". (С)

Подводная пробоина и течь в кочегарку - она строго на развороте. После таких повреждений как раз уместно подумать - отходить или пытаться

То есть, он сперва начал разворачиваться для отхода, а уж потом стало уместно думать - а стоит ли отходить? :)
>Ширина наиболее узкого места (перед о. Иодолми) фарватера с глубинами свыше 10 м достигала около 10 кабельтов,

Немецкая схема что выдается за карту крайне условна и местных препятствий не несет.


Никаких ТРЕХ путей прорыва при условии развертывания японского отряда за Идолми (как оно было в действительности) не видно даже на этой схеме http://www.angelfire.com/wi3/navy/navy/Chem/deeps.jpg

>То есть, он сперва начал разворачиваться для отхода,

Вы опять путаете поворот с разворотом... Если Варяг РАЗВЕРНУЛСЯ - то почему почти все пробоины по траверзу или направление с носа в корму? Почему собственно во время отхода в него было одно подтвержденное и одно гипотетическое попадание и все?
1) А у Вас есть безусловная и с местными препятствиями? ;)

2) Это по докладу Руднева "с носа на корму", а Абакус со схемами пораженных участков корабля доказывает, что наоборот - с кормы на нос.
такой нет. Но есть описание трудности фарватера в лоции.

>Это по докладу Руднева "с носа на корму", а Абакус со схемами пораженных участков корабля доказывает, что наоборот - с кормы на нос.

"Доказательства" абакуса давно опровергнуты. Человек немного не разбирается в артиллерии.

Как пример - вот тут его патронили на альтхистори. http://alternathistory.org.ua/podvig-varyaga-chast-3
это только как пример
1) Зато есть схема из вахтенного журнала "варяга", в которой прочерчен его курс. Как видите, она почти идентична той, что нарисовал Абакус. Никаких вихляний.
http://topwar.ru/uploads/posts/2012-03/1331589873_map1.jpg

2) Человек накосячил с эллипсами разлета осколков вдоль траектории снаряда, но ведь и у Руднева они аналогичны.
>Зато есть схема из вахтенного журнала "варяга", в которой прочерчен его курс

Ну так как известно вахтенные журналы рисуются после события и не всегда точны. Почему потом и ищут расхождения.

Вихляние же принципиально важно именно для момента начала поворота

> но ведь и у Руднева они аналогичны.

У Руднева нет схем эллипсов вообще. "реконструирование" их Абакусом - это проблемы Абакуса.