я

Ваша корова не взлетит!

97 лет назад, 13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева "Святогор" - самый крупный летательный аппарат, построенный в царской России. К сожалению, конструкция его была неудачна, а судьба - незавидна. Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять суму, в которой была заключена "вся тяжесть земная".

Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.

Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом. Однако никакой диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.

Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях ремни часто рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу мощности от моторов к пропеллерам.

Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель, прим. авт.), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину.
«Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому.
Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет.
И снова «Святогор» не оторвался от земли.
Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".


Горшков оказался прав. Все последующие попытки взлета выглядели точно так же. Слесарев заменил ременные передачи цепными, но и это не дало результата - энерговооруженность аэроплана была слишком мала. Все закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.

Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии его убила из ревности бывшая любовница, некая Ксения Троц.

svyatogor2

Постройка "Святогора" на петроградском авиазаводе Лебедева.

svyatogor3

"Святогор" на Комендантском аэродроме. Размеры машины впечатляют.

svyatogor

Разработчики и участники постройки "Святогора" на его фоне. Четвертый справа (в светлом костюме) - В.А. Слесарев. 
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Мда, оригинальный аппарат...
Но малооборотные винты большого диаметра вроде вполне прогрессивные были?
Да, сама-то идея была правильная, но потери мощности в ременных передачах свели на нет ее преимущество. Моторы с простейшими понижающими редукторами надо было размещать в гондолах, укрепленных на стойках между крыльями, как это делали немцы в своих "Цеппелин-Штаакенах" и англичане в "Хендли-Пэйджах". Тогда, "Святогор", несмотря на слабую энерговооруженность, возможно, смог бы взлететь.
Боюсь, такими моторами разжиться негде было... Немцы вон с редуктором намучались прилично, а уж у нас... :(
Простой понижающий редуктор это всего-навсего две стальные шестерни - большая и маленькая.
Думаю, что российская промышленность могла выпускать подобные изделия, по крайней мере, в ограниченных масштабах.

Кстати, а почему Самоя? :) Это от Жемайтии-Самогитии?

Edited at 2013-03-13 09:14 pm (UTC)
Но у немцев вроде первый редукторный получился тяжёлый и ненадёжный...
Выпускать - ну, наверное, если только в очень ограниченных масштабах. Мы и имеющиеся-то двигатели наполовину из импортных деталей собирали.

Самоя - от государства Само :)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE_%D1%E0%EC%EE
У немцев в те годы уже такие навороченные шестеренчатые и карданно-шестеренчатые передачи были, что просто диву даешься.
И что удивительно, все работало. Полюбуйтесь, например, вот на эту силовую установку бомбардировщика "Линке-Хоффман" R.II. Четыре мотора на один гигантский винт! Причем мощность каждого мотора можно было регулировать отдельно.
http://flyingmachines.ru/Images7/Putnam/German_Giants/81-1.jpg
Ярчайшее воплощение "сумрачного германского гения". :)

Мы и имеющиеся-то двигатели наполовину из импортных деталей собирали.

"Сальмсоны" все же научились делать почти целиком, за исключением электросистем, шарикоподшипников и карбюраторов.

Самоя - от государства Само :)

Понятно. Про это древнее государство я как-то и не вспомнил. :)
Про это древнее государство я как-то и не вспомнил

Самое древнее! Самойцы всем тыкают, что у них древнейшее славянское государство :) Но, конечно, если пробежаться по истории Королевства, это не совсем так... Хотя, опять же, и не совсем не так...

Edited at 2013-03-14 06:39 am (UTC)
Где-нибудь можно почитать историю этого альтернативного мира? В какой-то мере это даже более интересно, чем у культовых Перумова/Камши.

Edited at 2013-03-14 11:58 am (UTC)
Вот творение Перумова и Камши не читал :) А мир ещё в процессе разработки находится, так что готовых текстов по нему нету...
Начнём с этого :) Фэнтези я люблю. Даже сам когда-то писать пытался х_х
Повезло Вам, если Вы и впрямь способны изобретать фантастические сюжеты и литературно их излагать. :)
Чтобы что-то толковое писать, надо с рождения иметь две способности - фантазию и литературный стиль. Стилем я более-менее владею, поэтому могу писать "нон фикшн" в любых жанрах, от политики до эротики, а вот фантазией меня Бог обидел, поэтому писателем-фантастом я не смогу стать никогда. :)

Edited at 2013-03-14 02:28 pm (UTC)
По результатам моих жалких попыток, я в изобретательстве сюжетов тоже недалеко ушёл. Открою, бывает, те древние тетрадки, и натурально хватаюсь за голову :) Хотя это дело такое, ему в принципе можно более-менее научиться, но это надо упорно сидеть корпеть. Я лентяй :) Хотя книжки про писательство некоторые заимел, на всякий случай...
Вы создали альтернативным мир, это уже немало. Пусть один из многих, но оригинальный. Сможете ли Вы наполнить этот мир людьми, их судьбами, характерами? Хотелось бы, чтобы Вам это удалось.

Edited at 2013-03-14 02:55 pm (UTC)
Спасибо на добром слове :) Буду стараться.
(Anonymous)
Мда, не везло царизму на свои вундервафли... Что Царь-танк, который лафет, что этот царь-ероплан, который не взлетел, что ЛКР, которые не достроили...

Вот это реальный сундук, массаракш!!!