Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Пропавший клиппер

7129h

Сегодня - годовщина одной из самых загадочных трагедий в истории авиации, схожей с прошлогодней пропажей малайзийского "Боинга" в Индийском океане. 28 июля 1938 года на подлете к Филиппинам бесследно исчез американский авиалайнер Мартин-130 "Гавайский клиппер". Судьба машины до сих пор остается неизвестной.

"Гавайский клиппер" был одним из крупнейших и наиболее комфортабельных пассажирских самолетов тех времен. Его построили в 1936 году по заказу авиакомпании "Пан Эмерикен" для регулярных почтово-пассажирских рейсов между Калифорнией и Филиппинами с промежуточной посадкой на Гавайских островах. Он представлял собой цельнометаллическую четырехмоторную летающую лодку с размахом крыла - 40 метров и длиной фюзеляжа - 30 метров. Внутри фюзеляжа, помимо служебных и багажных помещений, находились просторная кают-компания, спальные купе и туалетные комнаты, чтобы 18 состоятельных пассажиров не испытывали никаких неудобств в течение 20-часового полета.
В аварийной ситуации самолет мог садиться на воду в любой точке океана, причем нормальная посадка была возможна даже при отказе всех четырех двигателей, а герметичные отсеки позволяли ему сохранять плавучесть при повреждениях корпуса. Авиакомпания рекламировала "Клиппер" как "абсолютно безопасный". Казалось бы, для этого были все основания, поскольку до своей гибели он совершил сотни полетов без каких-либо происшествий.
28 июля самолет в очередной раз следовал по знакомому маршруту. Помимо девяти членов экипажа - пилотов, радиста, штурмана, механиков и стюардов, на его борту находилась делегация американских ученых-биологов, летевших на Филиппины для изучения заболеваний местных растений. Примерно за три часа до прибытия экипаж в последний раз отправил радиограмму, сообщив, что летит над облаками, до пункта назначения примерно 560 километров, все системы работают исправно, погода нормальная, ветер за бортом довольно сильный, но не опасный.
Больше самолет на связь не выходил и сигналов бедствия не подавал. Когда по расчетам у него должно было закончиться горючее, началась масштабная поисково-спасательная операция. 15 самолетов и 14 судов в течение 12 суток прочесывали океан на площади в несколько тысяч квадратных километров, но не нашли никаких следов пропавшего лайнера. Только один из кораблей обнаружил неподалеку от предполагаемого места катастрофы крупное маслянистое пятно на воде, но анализ взятых образцов показал, что это мазут, а не авиационный бензин. Следовательно, никакого отношения к "Клипперу" пятно не имело.
Разумных объяснений случившемуся отыскать не удалось, хотя выдвигались самые разные версии вплоть до теракта и внезапного помешательства пилотов. И вряд ли эта тайна когда-нибудь будет раскрыта.

martin130c
Морской авиалайнер Мартин-130. На фирме "Мартин" построили три таких самолета: "Гавайский клиппер", "Китайский клиппер" и "Филиппинский клиппер". Все они в течение 16 лет погибли в авиакатастрофах, а первым в этой печальной статистике был "Гавайский клиппер", отлетавший всего два года.

3072777055_b3a2bd8b24_b
Внутренние поммещения "Китайского клиппера". "Гавайский" был устроен аналогично.

001

Crew-Christening-pan-am-Hawaii-Clipper-1936-m130
Первая встреча "Клиппера" на Гавайях в 1936 году.

032
Техническое обслуживание двигателей могло производиться прямо на воде со специальных откидных мостков.

hawaiiclipperalameda193
Во время эксплуатации на носу гидросамолета нарисовали американские флаги.

photohawaiiclipper
"Клиппер" на съемной тележке для перекатывания по земле.

hawaiiclipper
Один из последних снимков авилайнера.

el-paso-herald-post-clipper1
Американская газета с сообщением об исчезновении "Гавайского клиппера".
Tags: История, авиация, катастрофы, тайны
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Петровская канава

    Ровно 290 лет назад, 22 октября 1730 года, завершилось строительство Ладожского обводного канала - крупнейшего на тот момент гидротехнического…

  • Мотор-колонна

    Рассказ о ранних "добензиновых" двигателях внутреннего сгорания стоит дополнить описанием самого успешного из них -…

  • Французский катаклизм

    Грех не вспомнить о сегодняшнем славном юбилее: ровно 215 лет назад, 21 октября 1805 года, состоялась знаменитая Трафальгарская битва - одна из…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments