Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Лиззи в доспехах

1911_4

Во времена Первой мировой войны широко популярную "жестянку Лиззи", несмотря на ее субтильность и маломощность (движок всего в 10-20 лошадиных сил), не раз пытались превратить в дешевый и массовый армейский броневик. Все эти попытки оказались не слишком продуктивными, однако они породили целый ряд очень любопытных конструкций.
Например, в 1915 году русский конструктор Александр Пороховщиков смастерил и предложил военному начальству "бронекаретку" на базе "Форда-Т", оснащенную двухслойной броней из котельного железа и резаком для "вскрытия" проволочных заграждений. Однако, из-за слабой защищенности и невысокой проходимости она не прошла испытаний и не была принята на вооружение.

Porokhovschikov_Armoured_Car

В 1916 году прибывший в Россию британский бронедивизион привез 11 легких разведывательных броневичков на шасси "Форда-Т" с бронекорпусами из 5-миллиетровых стальных листов и пулеметами "Виккерс-Максим". Впоследствии их передали русской армии и использовали на Кавказском и Румынском фронтах.

322f795e5e50

ac_ford_4

Американцы, разумеется, тоже сделали на базе "Форда-Т" броневик с пулеметом "Кольт", что и не удивительно, поскольку у них таких автомобилей имелось более миллиона. Никакой информации об этой машине, кроме ее фотографии, датированной 1916 годом, мне найти не удалось. Судя по всему, она была несерийной.

07149u

Наконец, уже в 1920 году польский инженер Тадеуш Таньский на той же базе спроектировал двухместный бронеавтомобиль Ford FT-B (он же Ford Tf-c), который был построен в количестве 17 экземпляров, применялся при обороне Варшавы от Красной армии и состоял на вооружении до 1931 года.

Ford_FT-B
Оригинальные бронемашины этого типа не сохранились, а на фотографиях - современная реплика. Обратите внимание на посадку водителя. В походном положении его сиденье поднималось для улучшения обзора.

Наконец, наиболее радикальной конверсией "Лиззи" был одногусеничный танк "Вездеход", разработанный и построенный в 1915 году Александром Пороховщиковым. Из приведенной схемы, авторами которой являются С.В. Зыков и С.В. Ромадин, видно, что в этой машине использовалась рама, силовой агрегат, трансмиссия и задний мост "Форда-Т".

Vezdechod
Цифрами на схеме обозначены: 1- несущая рама, 2 - направляющий каток, 3 - натяжной механизм, 4 - гусеничная лента из прорезиненной ткани, 5 - управляемое колесо, 6 - опорный каток, 7 - ведущий каток, 8 - цепной привод, 9 - броневая крышка воздухозаборника радиатора, 1-0 - бензобак, 11 - задняя откидная панель, 12 - пулеметная бронебашня (проект, на прототипе отсутствовала), 13 - бронерубка водителя (проект), 14 - кожух цепной передачи.

large_b5ff3517fd
"Вездеход" на испытаниях под Ригой осенью 1915 года. В кабине - Пороховщиков, рядом - инженер-полковник Покровский-Козелло.

К сожалению, "Вездеход" Пороховщикова, как и его броневик, получился не очень удачным. На шоссе он развивал довольно высокую скорость - до 40 км/ч, однако управляемость и проходимость по мягкому грунту оставляли желать лучшего, танк не мог преодолевать окопы шириной в метр, а гусеница была слишком непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому на вооружение машину не приняли.

Предупреждая возможные вопросы, замечу, что подлинные чертежи "Вездехода" не сохранились, а в советской и российской печати долгое время распространялась его умозрительная ошибочная реконструкция, приведенная ниже, которая не соответствует техническому описанию и фотографии.

87367558
Tags: История, Первая мировая, военная техника, дизельпанк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Линкор-призрак

    27 октября 1914 года подорвался на мине и через несколько часов затонул британский линкор-сверхдредноут "Одэйшес" - самый крупный и…

  • История одной измены

    Ровно 150 лет назад, 27 октября 1870 года, произошло одно из самых позорных событий в военной истории Франции, да и вообще - всей Западной…

  • Карабахские хроники - 10

    Армяне обнародовали фотографии очередного сбитого над Карабахом азербайджанского дрона. Видно, что машинка немаленькая и явно не кустарного…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment