Накануне очередного авиасалона в Жуковском грех не вспомнить, что ровно 106 лет назад, 22 августа 1909 года в столице французского виноделия городе Реймсе открылся первый в мире международный авиафестиваль. Мероприятие, проспонсированное фирмами - производителями шампанских вин, получилось очень внушительным. Оно продолжалось восемь дней и за это время его посетили свыше полумиллиона человек, в том числе президент Франции и премьер-министр Великобритании.
В соревнованиях на скорость, дальность и высоту полета, а также - на грузоподъемность, принимали участие 22 авиатора из Франции, Великобритании и США, правда, англичанин был всего один и летал он на французской машине.
Авиагонку на приз владельца издательства "Нью-Йорк Геральд" Гродона Беннета, в которой участвовали четыре аэроплана, выиграл американец Глен Кертисс, но все остальные трофеи достались французам.
Анри Фарман на своем биплане получил первый приз за дальность, пролетев 180 километров и установив тем самым новый мировой рекорд.
Фаворитом в классе грузоподъемных аппаратов считался "Блерио-12" французского авиаконструктора Луи Блерио, который легко поднимал двоих пассажиров, однако на третий день соревнований он разбился и сгорел, а летчик чудом остался жив. Приз достался Фарману, чей самолет тоже смог поднять в воздух двух человек, помимо пилота. Однако "Блерио-12" до аварии успел стать самым быстрым аэропланом на шоу, пролетев мерный отрезок трассы со скоростью 77 километров в час. А Юбер Латам на своем моноплане "Антуанетт" достиг наибольшей высоты - 155 метров.
К сожалению, Россия в соревнованиях не участвовала, поскольку у нас на тот момент еще не было ни аэропланов, ни летчиков.
Вход на зрительские трибуны.
Условия проживания участников фестиваля были довольно спартанскими. На снимке - палаточный лагерь авиафирмы "Вуазен".
Биплан "Фарман-3", завоевавший призы за дальность полета и за количество поднятых пассажиров.
Биплан "Вуазен".
Самолет братьев Райт, участвовавший в соревнованиях, но не получивший призов, мало чем отличался от первой райтовской машины 1903 года.
На одном из "Райтов" выступал французский летчик Эжен Лефебр.
Аппарат Глена Кертисса - победитель первой в мире авиагонки.
Весьма оригинальный аэроплан французского изобретателя Робера Эно-Пельтри REP-2.
Моноплан Юбера Латама "Антуанетт" - самый высотный самолет в мире по состоянию на август 1909 года.
Луи Блерио выступал с двумя своими аэропланами: "Тип 11" и "Тип 12". На фото - "Тип 11", на котором Блерио незадолго до авиасалона пересек Ла-Манш.
Полутораплан "Тип 12" Блерио считал более перспективным и возлагал на него большие надежды, которые оправдались лишь частично.
Блерио в кабине "Типа 12" с двумя пассажирами. Один из них (справа) - выдающийся бразильский аэронавт Альберто Сантос-Дюмон.
В ходе соревнований "Тип 12" неожиданно вспыхнул при грубой посадке. Блерио едва успел выбраться из кабины, избежав серьезных ожогов, но от самой машины почти ничего не осталось. Сидевшие на трибунах любители острых ощущений были в восторге от этого зрелища.
Journal information