я

Броня Коммуны

Мало кто знает, что парижские коммунары использовали в гражданской войне против версальцев не только ружья и пушки, но и такой хайтек эпохи стимпанка, как речные броненосцы.

Основу коммунарской флотилии составляли три самоходных бронированных плавбатареи, построенные еще в 1859 году для применения на реке По против австрийцев, с которыми тогда воевала Франция. Но к окончанию той войны они не успели, а когда в 1870-м началась война с Пруссией, их перебросили в Париж для усиления защиты города. Там они и достались повстанцам после провозглашения Коммуны. Названий плавбатареям не присваивали, только номера - 1, 2 и 3.

Эти небольшие и довольно неказистые железные посудины были вооружены двумя морскими казнозарядными нарезными орудиями калибра 160 мм, размещенными в бронированном каземате. Стрелять они могли только вперед, по ходу движенияя. Толщина брони составляла пять сантиметров - считалось, что этого достаточно, чтобы противостоять ядрам 12-фунтовых гладкоствольных полевых пушек, состоявших на вооружении австрийской армии. Плавбатареи длиной 22 и шириной 7,7 метров имели водоизмещение 142 тонны, экипаж - 40 человек. В движение их приводили по две 40-сильные паровые машины, с помощью которых они развивали скорость до 4,5 узлов.

gunboat-seine-paris-1870

Одна из бронированных номерных плавбатарей, защищавших Париж сперва от прусаков, а затем - от версальцев.
Слева на заднем плане - какая-то самоходная баржа с пушкой, по которой мне не удалось найти никакой информации.


N7381938131

Интерьер боевой рубки "парижской" плавбатареи.

viaduk

Плавбатареи ведут огонь по наступающим версальцам из-под арок виадука Пойнт де Жур, 22 мая 1871 г.
Через день под угрозой захвата противником они были взорваны своими командами.


Еще один интересный боевой корабль, использованный коммунарами, - однопушечная канонерка "Фарси", спроектированная в 1869 году лейтенантом Эженом Фарси и названная в честь ее создателя. Это было совсем маленькое суденышко размером 15 на 4 метра и водоизмещением всего 44 тонны, из которых почти 15 тонн приходилось на массу орудия. Фактически "Фарси" представлял собой самоходный плавучий лафет для тяжелой дальнобойной гаубицы.

Бронзовое нарезное орудие калибра 240 мм забрасывало 100-килограммовые снаряды на расстояние до восьми километров, что в те времена считалось весьма солидным показателем. Экипаж канонерки состоял из 10 человек. Паровая машина мощностью 40 лошадиных сил обеспечивала скорость движения до 6,5 узлов по спокойной воде. Корабль почти не имел брони, только орудийный экран на носу, сделанный из котельного железа, давал некоторую защиту от пуль.

Коммунары переименовали "Фарси" в "Либерте" ("Свобода") и сделали ее флагманом своей речной флотилии. Большая дальнобойность ее орудия позволяла обстреливать Версаль - главную базу контрреволюции, не приближаясь на опасную дистанцию к вражеским позициям.

В последних числах мая 1871 года, когда "белогвардейцы" ворвались в Париж и в городе разгорелись уличные бои, команда "Либерте" продолжала поддерживать огнем оборону коммунаров, при этом трое ее моряков погибли. По какой-то причине повстанцам не удалось уничтожить корабль и после падения Коммуны он был захвачен. Новые владельцы переименовали его в третий раз, теперь он стал называться "Револьвер", но в дальнейшем канонерке вернули первоначальное название - "Фарси".

В 1883 году "Фарси" вместе с другой однотипной канонеркой "Сентри" отправили в Индокитай, где Франция вела колониальную войну. Там "плавучие гаубицы" многократно принимали участие в боях, пока в 1889 году их не списали из-за износа.

J0301870346

Команда "Либерте" обстреливает версальские позиции, гравюра из английского журнала "Лондон иллюстрейтед ньюс" за 1871 год. На ней видно, что во времена Коммуны канонерка еще не имела палубной надстройки, а ее паровая машина стояла открыто.
.
671_001
.
Image 4

В дальнейшем над палубой сделали навес, а на него установили скорострельную пушку для самозащиты в ближнем бою.
.
wp134f23c1

farcy

Шарж на Эжена Фарси и его канонерку, опубликованный в одном из парижских журналов.
promo vikond65 16:38, sunday 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Канонерка весьма эффективное средство 240 мм орудие с дальностью стрельбы 8 км, весьма достойный показатель! Правда наверняка запас снарядов был невелик...
Французы всегда были впереди других, молодцы
Французишки много чего изобрели, но стоит их абсолютизировать. :)
Много чего изобрели, много кого побили. И нынешний 2013 год объявлен годом французской культуры в Африке.)
Чегой-то...
мне канонерка "Фарси" отечественную канлодку "Ёрш" по компоновке напомнила. И концепция схожа - только француз для речных баталий...
Re: Чегой-то...
Концепция действительно похожа - относительно дешевый самоходный "плавучий лафет" для одной большой пушки (хотя, такого дурацкого тарана на "Ерше" не было). Возможно, имело место идейное заимствование, впрочем, в мировом кораблестроении это обычное дело.
Re: Чегой-то...
Кстати да - и наш вариант, и французский - по сути плавучие лафеты. Наш вариант, как я понимаю, для того, чтобы по вражьим броненосцам бить (собственно, выбор в); француз - для осадных дел хорош...
А вот насчет тарана - насколько я понимаю, даже для речных канонерок таранный бой считался необходимым - по опыту опиумных войн.
Re: Чегой-то...
таран на речных канонерках он скорее что бы разрушать боновые и прочие заграждения - опыт - американской гражданской и Парагвайской войны...

Румыны до 1905 года на речных судах даже требовали установки шестовых мин - именно что бы подрывать препятствия. Даже специально во Франции серию речных миноносцев построили - в число функций которых стоял и подрыв БОНОВ.


Но к лодкам конструктора Фарси это не относится - это МОРСКИЕ корабли, для драчек с англичанами в Ла Манше. На реках они воевали просто потому что маленькие.

История их кстати имела продолжение в виде "Габриэля Шарме" - миноносца в 70м тонн на коем при адмирале Обе взромоздили 138мм скорострелку - адский типа быстроходный плавучий лафет способный "перекрыть от бртанских торговых судов ла манш" - 10 выстрелов в минуту по 30 кило.

У корабля оказался лишь единственный недостаток - он даже на стопе с 1400м на спокойной воде в щит не попадал.
Re: Чегой-то...
Что Фарси похожа на Ерша - ну на то причина простая - в 1867м Ренделл строит свою "Стаунч" - первую канонерку типа "Плавучий лафет" - давшую возможность нищим странам вроде Китая получить за очень небольшие деньги кораблик с возможностью несения пушки пробивающей броню броненосцев. Как писал Ропп - Жером Этьен Фарси собственно именно примером английской канонерки продавил в 1868м заказ во франции на два своих "изделия".


Ерш - отечественный вариант тех же "алфавитов" Рендела построеных для Китая - наши даже купили в англии комплект чертежей и заказали проект силовой установки.

Немцы доработали прожект напильником и получили своих "Крокодилов" - носителей самых мощных пушек немецкого флота на долгие годы. А потом скрестив ежа с ужом получили канонерки "Пердун" и "Тормоз" (Бремзе и Бруммер) на базе которых родили уже немецкие бронепалубные крейсера :-)

Вот такая вот знаковая для мирового кораблестроения была лодочка "Стауч".
Спасибо! Нашел пост с серией ссылок и собираю урожай :)))
Всё равно, так упороться как итальянцы не все смогут...


Бабаха 381 мм (не на каждом линкоре такие были) на 570-тонной баржЕ...