я

Петровская канавушка

img18

Ровно 285 лет назад, 22 октября 1730 года завершилось строительство Ладожского обводного канала - крупнейшего на тот момент гидротехнического сооружения не только в России, но и во всей Европе. Канал, который в просторечии называли петровской канавой или - ласково - канавушкой, был сооружен по личному указу Петра Первого от 18 ноября 1718 года и строился 11 лет. Сам царь до завершения строительства не дожил.
Поводом для рытья канала длиной 117 километров стало интенсивное водное сообщение между только что возведенным Санкт-Петербургом и глубинными районами страны, которое осуществлялось по Волхову, Неве и Ладожскому озеру, соединяющему эти реки. А Ладога славится своими штормами, очень опасными для небольших, плоскодонных речных судов и барж. С начала возведения новой столицы в этом огромном озере ежегодно тонули или разбивались о прибрежные камни десятки, а то и сотни кораблей с различными грузами.
Из создавшейся ситуации было два выхода: либо начать строить суда по "морским" стандартам, но тогда они не смогли бы ходить по речному мелководью, либо изолировать их от буйной ладожской стихии. Петр выбрал второй вариант, приказав рыть канал вдоль берега.

"Канава" активно использовалась более 130 лет, но по мере роста столицы и увеличения объемов речных перевозок она постепенно перестала справляться с нагрузкой. В 1861 году было решено, что проще и дешевле не расширять, углублять и реконструировать старый канал (тем более, что в этом случае пришлось бы надолго перекрыть движение судов), а прокопать параллельно с ним еще один, ныне именуемый Новоладожским. До революции он назывался "Канал имени Александра-II". Прежний, соответственно, переименовали в Староладожский.
Сейчас от Староладожского канала остались лишь отдельные участки, а Новоладожский почти не используется. Современные речные суда - гораздо крупнее, прочнее и мощнее, чем 200-300 лет назад, а потому ладожские штормы не представляют для них серьезной угрозы.
На заставке - рисунок XIX века, изображающий прокладку Ладожского канала. Персонаж с характерной внешностью на переднем плане свидетельствует о том, что уже в те времена трудолюбивые заробитчане охотно приезжали на в Россию на заработки.

0_e0407_d057068a_XL

Ladogacanal2
Карта-схема Ладожского канала и его поперечный разрез.

трешкот
В XVIII и первой половине XIX века по каналу регулярно курсировали вот такие "речные трамвайчики", называвшиеся трешкотами. В качестве двигателей использовались пары или тройки лошадей, ходившие по берегу и таскавшие трешкоты на веревках. Разумеется, после ледостава движение судов прекращалось, а по льду вместо них пускали сани.

1391

Gorskii_04417u
Староладожский канал в начале ХХ века на цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского.

0_e0402_fbef5d47_XL
Работы по очистке дна канала. На переднем плане - паровая землечерпалка.

218169_original
Сохранившийся участок "канавы" в наши дни.

Recent Posts from This Journal

  • Не наш день

    50-летний юбилей первой высадки хомосапиенсов на "полночное светило", которое они в течение десятков тысяч лет могли лишь наблюдать и…

  • ИЛ-2 без Ильюшина

    Ровно 95 лет назад, 19 июля 1924 года, впервые поднялся в воздух советский истребитель ИЛ-2. Несмотря на схожий индекс, никакого отношения к…

  • Они не прошли

    18 июля 1936 года в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж против избранного несколькими месяцами ранее правительства Народного фронта. Мятежным…

promo vikond65 июнь 23, 16:38 21
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов,…
>Из создавшейся ситуации было два выхода: либо начать строить суда по "морским" стандартам, но тогда они не смогли бы ходить по речному мелководью

Собственно Сердюков (автор канала и реконструкции вышневолочецкой системы, Михайло Иваныч Сердюков, личность архипримечательная во всех отношениях) и писал о разных вариантах - где строить морские суда отметалось из за невских порогов - ибо если мелководья на входе в Волхов и бар перед Шлиссельбургом еще как то можно было углубить - то эти скалы по тем временам даже взорвать нечем.

Вот и пришлось мучаться с "канавкой" - правда экономический эффект оказался колоссальный. В Волочке в музее отличная экспозиция на тему.


Теоретически, наверное, можно было прокопать вдоль Невы гораздо более короткую "канавку" в обход Ивановских порогов. Так же, ЕМНИП, порожистый участок - менее 5 километров. Но проблему ладожских штормов это, разумеется, не решало.
> Современные речные суда - гораздо крупнее, прочнее и мощнее, чем 200-300 лет назад,

Дело в другом: мелкие реки более не используются как транспортные пути -- соответственно, отпала и проблема мореходности совсем малых барок в Ладоге. А ведь раньше они были основным средством грузовых перевозок.
Да, Вы абсолютно правы, но это, в общем-то, не противоречит тому, что я написал. Просто я не стал уточнять причину увеличения размеров и тоннажа речных судов. :)
А "канава"-то в наши дни красиво смотрится :))
Интересно, рыба там водится или нет?
Рыбаки водятся, а насчет рыбы надо у местных спрашивать. :)

А дорога вдоль канала называется бичевник? На Белом озере тоже канал прорыт под руководством графа Кляймихеля, по той же  причине и тоже лошади баржи тягали по дороге вдоль канала, дороги сейчас нет но местные называют это место бичевник,  наверное от слова бичева-веревка за которую привязывали лошадей к барже ну я так думаю.

Только, наверное, не бичева, а бечева и соответственно, бечевник.
Ага, спасибо. На одной из фоток Прокудина-Горского тоже виден шлюз, еще в рабочем состоянии.
Вообще для меня "белое пятно" вскрыли. Даже близко ни о чем подобном не знал! Спасибо.

ПС. Кстати, на картинке, на первом плане - это не угнетённый украинец "пашет" на москальских господ?))))

Edited at 2015-10-23 10:00 am (UTC)
Персонаж с характерной внешностью на переднем плане свидетельствует о том, что уже в те времена трудолюбивые заробитчане охотно приезжали на в Россию на заработки.
Не факт что зробитчанин. Учитывая специфику мобилизации рабсилы пре Петре Великом то хлопец с усами мог быть и работником, направленным с Малороссии по разнорядке либо отбывающим наказание трудовой повинностью за грехи средней тяжести - бунтовала тогда Малороссия тоже изрядно. Запорожцы с донцами весьма успели отличиться.
Тоже вариант, но на "зэка" он не очень похож. Чисто выбрит, не худой, одежда опрятная и даже без заплат. Скорее - "гастарбайтер". Хотя, может и по разнарядке прислали.
(Anonymous)
В качестве двигателей использовались пары или тройки лошадей, ходившие по берегу и таскавшие трешкоты на веревках.

Интересно, а почему тогда на Волге использовали бурлаков?
Спасибо! Мои предки по отцовской линии жили на берегу "канавушки" в деревне Белые Озерки.