Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Стратосферный призрак Сталина

IMG_0688

23 октября 1939 года (по другим данным - 17 октября) впервые взлетел БОК-15 - один из самых загадочных самолетов в мировой истории. До сих пор не найдено ни чертежей, ни фотографий этой машины, а текстовая информация о ней - очень обрывочна и противоречива.

Известно, что БОК-15 был построен в 1938-39 годах по проекту авиаконструктора Владимира Чижевского с целью вернуть Советскому Союзу мировой рекорд дальности полета, установленный в 1937 году экипажем Михаила Громова на самолете АНТ-25, но уже в следующем году побитый английскими летчиками на самолете Виккерс "Уэллсли".

Согласно расчетам, самолет, посроенный по аэродинамической схеме АНТ-25, но при этом способный летать в стратосфере и оснащенный дизельным двигателем, смог бы без посадок для дозаправки преодолеть дистанцию в 25 тысяч километров. Это позволяло осуществить мечту Валерия Чкалова о беспосадочном облете Земного шара, правда, не по экватору, а примерно на широте Москвы.

Но и в этом случае подобное достижение в 30-е годы выглядело феноменальным, ведь рекорд "Уэллсли" составлял всего 11500 километров, то есть, почти в два с половиной раза меньше. Однако разработка и постройка такой машины были связаны с огромными трудностями. Длительный стратосферный полет требует наличия гермокабины, а также специального высотного двигателся с турбонаддувом. Ни того, ни другого в СССР еще не выпускали, были только недоведенные опытные образцы.

Тем не менее, цель была поставлена, а ее достижение поручили сотрудникам Бюро особых конструкций (БОК) Центрального аэрогидродинамического института. Работа, сама по себе сложная, значительно осложнялась еще и тем, что в 1937-38 годах по ЦАГИ прокатилась волна арестов, серьезно ослабившая его конструкторский коллектив.

БОК все же сумел закончить проект и добиться его утверждения, а в конце 1938 года под наблюдением Чижевского началась сборка уникальной машины на Смоленском авиазаводе. Однако в феврале 1939-го Чижевский тоже был арестован, а достройкой БОК-15 руководил кто-то другой, чье имя история не сохранила.

Весной того же года началась подготовка к рекордному перелету двух экипажей: основного - под командованием комбрига Громова, и дублирующего - под руководством полковника Байдукова. Для тренировок использовался самолет БОК-7  - машина, аналогичная БОК-15, но более ранняя. Изначально на ней стоял карбюраторный мотор АМ-34ФРН, но в 1938 году его заменили на дизельный двигатель АН-1РТК с двумя турбокомпрессорами, такой же, какой предполагалось установить на БОК-15. Внешне "дизельный" БОК-7 отличался от БОК-15 неубирающимися стойками шасси.

9 октября БОК-15 выкатили из сборочного цеха и после серии пробежек по аэродрому он поднялся в воздух. К сожалению, отчет о летных испытаниях тоже куда-то исчез. Неизвестны ни их результаты, ни даже примерная дата завершения. Есть лишь информация о том, что полеты на больших высотах выявили проблему - запредельно высокий расход моторного масла, которое в разреженной атмосфере просачивалось через подшипники и уплотнения двигателя. Кроме того, турбокомпрессоры работали ненадежно и часто выходили из строя, в а кругосветном полете силовой установке требовалось действовать непрерывно и бесперебойно не менее трех суток.

Судя по всему, решить эти проблемы в короткие сроки не удалось, а интерес к машине вскоре пропал. В условиях начавшейся Второй мировой войны стране стало не до рекордов, на первый план выдвинулись совсем другие задачи. Предположительно, в 1940 году программа БОК-15 была отложена на неопределенное время, а после войны к ней уже не возвращались. И первый кругосветный полет без дозаправки в воздухе был совершен лишь спустя почти полвека, в 1986 году, причем не на советской машине, а на самолете "Вояджер" американского конструктора Берта Рутана.

После завершения испытаний БОК-15 некоторое время стоял на аэродроме Летно-испытательного института в Жуковском. В июле 1941 года в связи с угрозой немецких авианалетов его перегнали в Казань, где следы самолета теряются. Очевидно, во время войны или вскоре после нее несостоявшегося рекордсмена разобрали на металлолом.

А на заставке - стендовая масштабная модель БОК-7, сделанная по фотографиям Михаилом Масловым.

7871028

БОК-1 - первый советский высотный самолет с многоместной гермокабиной. Его дальнейшим развитием стали БОК-7 и БОК-15

2585018

БОК-7 на аэродроме ЛИИ летом 1940 года. Обратите внимание на самолеты, стоящие на заднем плане. Это закупленные в Германии и проходившие у нас испытания истребители Хейнкель Не-100, Мессершмитт Bf-109 и учебно-тренировочный биплан Бюккер "Юнгманн".

i_030

БОК-7, снятый в 1939 году. Хорошо видны характерные полусферические купола гермокабины с маленькими круглыми иллюминаторами, сквозь которые мало что можно разглядеть, а потому посадка на этой машине была весьма рискованным делом.

i5vyoTFNb9M

В 1940 году БОК-7 сыграл роль АНТ-25 "Сталинский маршрут" в фильме "Валерий Чкалов". При съемках гермокабина не задействовалась, а ее передний колпак заменили обычным прозрачным фонарем с нормальным обзором.

M-40-diesel

Авиационный дизельный двигатель АН-1РТК, стоявший на БОК-15. Хорошо видны турбокомпрессоры, укрепленные на картере.

Tags: История, СССР, авиация, дизельпанк, тайны
Subscribe

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…

promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments

  • Легендарный "Наган"

    126 лет тому назад, 13 мая 1895 года, одним из первых указов царя Николая II на вооружение российской армии был принят бельгийский револьвер…

  • Война на серебре

    Ровно 175 лет назад, 13 мая 1846 года, Соединенные Штаты Америки объявили войну Мексиканской республике. Началась одна из множества захватнических…

  • Замах пана Юзика

    Ровно 95 лет назад, 12 мая 1926 года, главнокомандующий польской армии маршал Юзеф Пилсудский, опираясь на верные ему войска, поднял мятеж против…