Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Дым столбом, кипит, дымится пароход...

На 13 ноября в нашей истории выпадает не только провальный "саммит" Молотова и Гитлера, но и гораздо более позитивное событие, правда, произошедшее намного раньше: открытие регулярного пассажирского движения по первой в России дальней железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Думаю, вряд ли найдется хоть один постоянный житель любой из двух столиц, который бы ни разу по ней не ездил. И в тот же день - 13 ноября 1851 года - заработала линия электрического телеграфа, связавшая Петербург с Москвой и проложенная параллельно железной дороге.

Пожалуй, эти "линии прогресса" - лучшее из того, что оставил после себя в России царь Николай Первый. И не зря вскоре после его смерти железную дорогу назвали Николаевской. Правда в 1923 году ее по вполне понятной причине переименовали в Октябрьскую и это название она носит до сих пор.

До постройки Николаевской магистрали дилижансы ежегодно возили между Москвой и Питером от трех до пяти тысяч человек, а за первый же год эксплуатации железной дороги по ней проехало 780 тысяч! К началу ХХ века число пассажиров возросло до шести миллионов. В общем, если в социальном плане Николай Россию "законсервировал", то в коммуникационном - наоборот. При нем, хоть и с некоторым запозданием начался революционный скачок.

Далее - подборка картин и фотографий на тему первой "настоящей" железной дороги Российской Империи.

apollon savizky

"Вот они - нашей дороги строители!" Хотя эта картина Аполлона Савицкого нарисована в 1874 году, строительство Николаевской магистрали в плане технологий и механизации земляных работ выглядело точно так же.

alex2

Руководители и координаторы работ:
Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, возглавлявший Особый Межведомственный Комитет по железнодорожному строительству.
Член Особого Комитета, граф Александр Бенкендорф.
Главный управляющий путей сообщения и общественных зданий граф Петр Клейнмихель.
Американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, непосредственно руководивший разработкой проекта дороги и ее отдельных сооружений. Кстати, именно по его инициативе была утверждена "русская колея" шириной 1524 миллиметра.

0_abbd1_c0116d24_orig

Николаевский вокзал Санкт-Петербурга, возведенный по проекту Констанина Тона, снимок 1854 года. Обратите внимание, что площадь перед ним еще не замощена брусчаткой.

28-1024x721

Противоположный конец дороги - Николаевский вокзал Москвы, архитектор и архитектура - те же, но размеры - гораздо скромнее. Все-таки, Москва тогда считалась "второй столицей", а не первой.

0_abc28_f4914e38_XXXL

Узловая станция Бологое и ее вокзал первого класса, один из немногих на линии, сохранившихся в почти неизменном виде с дореволюционных времен. Впрочем, его значительно переделали еще до революции, надстроив воторой этаж. .

okulovka

Типовой вокзал второго класса и паровозное депо с поворотным кругом станции Окуловка. Депо частично уцелело, лишившись купола, а вокзал относительно недавно снесли, спрямяя пути под скоростные поезда. .

verebiensky most

По маршруту железной дороги пришлось строить 184 моста. На снимке - самый длинный из них Веребьинский мост "американского типа", построенный по проекту инженера Журавского из дерева на каменных опорах. В 1868 году деревянные конструкции моста были заменены металлическими.

mstinsky most

Мост чере реку Мста - схожей конструкции, но у него только нижние части опор - каменные, а верхние - деревянные и обшитые железными листами.

2-2

Паровоз Уайнеса-Гаррисона - первый образец локомотива, применявшийся на Николаевской железной дороге в 1850-е годы.

0_abc41_9201e356_XXXL
Пассажирский паровоз серии Г и работники железной дороги на станции Тверь.

0_abbd2_4b321278_XXXL

Паровоз того же типа с дровяным тендером. Такие локомотивы ходили по Николаевской железной дороге в 1860-70 годах.

Coaches_of_Nikolaev_Railway._39

Первые образцы товарного и пассажирского вагонов Николаевской железной дороги. Как видите, вопреки расхожему представлению, они были четырехосными и довольно крупными, особенно - пассажирский.

652198_1000

Чертеж спального вагона 1-го класса серии "Ф" с тормозными площадками, двумя туалетами и центральным салоном.

651208_1000

Чертеж вагона 2-3 класса серии "СТ". Отсек второго класса с более широкими и мягкими сиденьями расположен слева.
Tags: История, Россия, архитектура, живопись, стимпанк, техника, транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Песнь торжествующей любви

    Как известно, 7 июля 1807 года два молодых красавца - ц арь-батюшка всея Руси Александр Первый и император Бель Франс Наполеон Буонапарте после…

  • Деревянный солдат

    78 лет назад, 6 июля 1942 года, впервые поднялся в воздух истребитель Як-7ДИ - вариант истребителя Як-7 с металлическими лонжеронами крыла (все…

  • Приказано засекретить!

    38 лет назад, 6 июля 1982 года под Москвой произошел инцидент, показывающий, насколько тотальным и эффективным был в Советском Союзе…

promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments