я

Паровая лопата для советского пролетариата

original

Если задать вопрос: "без чего были бы невозможны великие стройки первых пятилеток?", то одни наверняка скажут - "без ГУЛАГа", другие - "без революционного энтузиазма трудящихся масс", третьи - "без железной воли партийного руководства", но на самом деле они были бы физически невозможны (по крайней мере, в сопоставимые сроки) без паровых экскаваторов, позволивших в десятки раз ускорить темпы земляных работ. Без них эти стройки затянулись бы на десятилетия, и далеко не факт, что на них хватило бы рабочей силы.

Вот об экскаваторах-то мы и поговорим. История сталинской индустриализации началась в 1882 году, в городке Бьюсайрус штата Огайо, где на местном заводе Bucyrus Foundry & Manufacturing Company запустили в серийное производство рельсовый паровой экскаватор под названием Thompson`s Iron Steam Shovel - "Железная паровая лопата Томпсона". Этот агрегат стал прообразом для первого и единственного российского дореволюционного парового экскаватора "Путиловец", выпуск которого начался в 1903 году на Путиловском машиностроительном заводе.

Машина Томпсона представляла собой яркое воплощение стимпанковских технологий. Она монтировалась на длинной четырехосной железнодорожной платформе и напоминала товарный вагон. Горизонтальный котел паровозного типа запитывал три одноцилиндровых паровых двигателя суммарной мощностью 150 л.с. Один обеспечивал движение экскаватора, другой - горизонтальный поворот стрелы, а третий - движение ковша. Котел работал на дровах или на угле. Кабина освещалась керосиновыми лампами.

В отличие от современных экскаваторов, работающих на гидравлике, у "Бьюсайруса" все рабочие механизмы приводились в действие цепными лебедками. Объем ковша составлял 1,4 кубических ярда, а команда экскаватора состояла из четырех человек: машиниста, он же "командир экипажа", кочегара, слесаря-смазчика и оператора ковша. Кроме того, каждому экскаватору придавалась бригада путейцев из семи человек, которые вручную укладывали перед ним рельсы. Масса машины составляла 75 тонн. Чуть позже появилась более мощная 85-тонная модификация с ковшом на два кубических ярда.

Экскаватор Томпсона на момент его создания считался самым производительным в мире. За сутки он мог вынуть и переместить в вагонетки до 4000 кубометров грунта. Для сравнения, суточная норма выработки на одного землекопа составляла в зависимости от сложности грунта от 2,5 до 4 кубометров. Таким образом, одна паровая лопата заменяла до тысячи обычных. При этом она была относительно несложной в производстве и могла выпускаться на любом паровозном заводе.

Неудивительно, что, когда в России в связи с большими масштабами железнодорожного строительства возникла необходимость в экскаваторах, за образец взяли машину фирмы "Бьюсайрус", хотя к 1903 году она считалась уже не новой. С 1903 по 1917 год в Петербурге было построено 37 "Путиловцев", которые работали по всей стране, от Восточной Сибири до Кольского полуострова.

В 1929 году программа индустриализации потребовала возобновления производства экскаваторов. Разработкой новой машины решили не заморачиваться, а просто стряхнули пыль с чертежей "Путиловца" и передали их на Ковровский механический завод, которому предстояло стать флагманом советского экскаваторостроения. Там освоение производства землеройной машины поначалу шло ни шатко ни валко. Первый прототип сделали только весной 1931 года, второй собрали еще через несколько месяцев.

Такие темпы работ, разумеется, начальство не радовали, и их решили резко ускорить, передав завод в ведение ОГПУ. Не знаю (хотя, догадываюсь), какими методами действовали чекисты, но под их чутким руководством предприятие моментально заработало с пулеметной скоростью, выдав в 1932-34 годах аж 177 экскаваторов. То есть, за три года их сделали почти в пять раз больше, чем дореволюционный Путиловский завод выпустил за 14 лет! В связи с изменением места производства название машины сменили с "Путиловца" на "Ковровца".

"Ковровцы" использовались на многих стройках, но большинство из них отправили на строительство канала Москва-Волга, где появление этих мощных агрегатов, позволило резко интенсифицировать земельные работы. К примеру, на так называемой Глубокой выемке в районе Химок десятки тысяч землекопов за первые два года вынули два миллиона кубометров грунта, а за последующие два года 32 экскаватора извлекли из русла будущего канала восемь миллионов кубометров, прокопав гигантскую траншею глубиной 24 метра, шириной - 140 и длиной шесть километров. С уверенностью можно сказать, что без "паровых лопат" эта, да и многие другие стройки не успели бы завершиться до войны.

Самое удивительное, что некоторые экземпляры "Ковровцев" проработали до конца 1980-х годов. К сожалению, до наших дней ни один из них не сохранился, в "смутные времена" 90-х все эти эпохальные машины были разобраны на металлолом.

Scan10001

Чертеж экскаватора Томпсона, выпускавшегося фирмой "Бьюсайрус"

maxresdefault (2)

"Паровая лопата" Томпсона на Панамском канале. В работах по строительству этого масштабного гидротехнического сооружения было задействовано 119 экскаваторов, из них 77 - фирмы "Бьюсайрус".

_____6526949_orig

Еще один экскаватор той же марки. Благодаря снятому борту хорошо виден цилиндр паровой машины, приводившей в действие механизм поворота стрелы.

Untitled-1

Экскаватор Томпсона на песчаном карьере где-то в США. На борту написано название фирмы-производителя.

1413486644011

"Путиловец" - российская копия "Бьюсайруса".

2366

"Путиловец" на строительстве Сибирской (Амурской) железной дороги в 1912 или 1913 году. Обратите внимание на мужика с топором на задней площадке, который колет дрова для топки.

CHem-i-skolko-kopali-01

Поначалу земляные работы на канале Москва-Волга велись вот так. Производительность была где-то на уровне Древнего Египта.

kovrovez-mo-vo

Потом появились "Ковровцы" и дела пошли веселее.

a016-1_-_kopiya

Первый прототип машины тоже отправили на постройку канала. Обратите внимание на аббревиатуру НКВД на борту кабины. Снимок сделан в 1934 году в районе Глубокой выемки.

sarat_most08

Сборка "Ковровца" или "Путиловца", присланного на строительство Саратовского завода сельскохозяйственных машин.


Recent Posts from This Journal

  • Просто домашний натюрморт

    Даже не знаю, какая в нем может быть символика?

  • Простота гениальности

    Очередной классный видеоролик от vbbsmyt, выложенный на ютубе, посвящен первому в мире пистолету-пулемету Хуго Шмайсера МР-18, ставшему…

  • Звезда стимпанка

    22 апреля - удивительно богатый историческими событиями день. На эту календарную дату выпало начало строительства Бастилии, открытие португальцами…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Спасибо, классно все!))
И про чекистов, подогревавших "энтузиазм трудящихся масс", и про стимпанковскую "паровую лопату"=)
Внушает!

Не очень мобильно, не слишком поворотно, да и цепи вместо тросов, но всё-таки!
В источниках упоминается, что на строительстве Черноморской ж/д в 1914 -16 г.г. работали 100-тонные паровые экскаваторы, закупленные в Америке на заводе Бьюсайрус. И что это было первое их использование для разработки скальных пород в России. На ваш взгляд, справедливо ли это утверждение?

И что это за малютка на строительстве Байкальской ж/д?
http://img-fotki.yandex.ru/get/9319/55228259.26/0_bfcf1_af141974_XL.jpg
Ух ты, вот уж действительно - класс!

//до конца 1980-х годов//
- а вот это просто из разряда "охренеть!!!". Неужели они представляли такую ценность, что оправдывалась периодически неизбежно возникавшая необходимость мастерить для них явно нестандартные запчасти?
Запчасти к нему можно было сделать в любой железнодорожной мастерской. А главная его ценность была в том, что он работал на торфе и на дровах. Боюсь, что нам еще могут понадобиться такие машины.
Как тут Маршака не процитировать: "Вот экскаватор паровой, он роет землю головой, и тучей носится за ним огонь, и пар, и пыль, и дым." )

Edited at 2015-12-04 12:18 pm (UTC)
Прекрасный материал!!!! Сколько видел ЭТО на хрониках - всегда восторгался подвижностью этой балки-с-ковшом (а там, оказывается, свой привод-шестерня-рейка!!) Невероятно жаль, что этих монстров не сохранилось. Может, хоть чертежи не пошли на папиросы?
Спасибо :)
Обратите внимание, что паровая машина для привода качающейся ковшовой балки была установлена непосредственно на стреле.
А насчет чертежей - не знаю, вполне возможно, они сохранились, но, что толку? Все равно, в обозримом будущем никто не будет восстанавливать эту машину.
Да - паровые эскаваторы. Роман Бруно Яснинского "Человек меняет кожу" как раз детектив про них...
Разве экскаваторы производства Общества Путиловских заводов имели марку "Путиловец"?
По поводу размеров Глубокой выемки. Глубина её достигала 24,5 метров, а ширина по верхней части - до 140. 85 метров - это минимальная ширина канала по зеркалу воды.
Фото первого Ковровца прелестно! Идёт самоходом от станции Хлебниково в сторону Новосельцевского бугра. Из альбома Буренкова, одного из руководителей строительства в районе Новосельцева. Оригинал фото хранится в семье Буренкова, скан - из электронного архива Мемориала.
Большое спасибо!
Я очень рад, что Вас, как самого серьезного, на мой взгляд, специалиста в этой теме, заинтересовала моя заметка. Признаю Ваши поправки относительно размеров Глубокой выемки и уже внес соответствующие исправления в текст.
Скажите, пожалуйста, а Вы не в курсе, были ли на строительстве канала Москва-Волга экскаваторы "Путиловец"? И какие экскаваторы иностранных марок там использовались?
Интересно - на стреле (у большой "шестерёнки") есть ещё одно "рабочее место"! Что делает тот "драйвер"???? К нему тянется "верёвочка" от от крышки ковша (или донышка - как правильно?). Он что - управлял сбросом грунта и всё???
ПС. Как же оно гремело, поди!!!!
А это, как раз, рабочее место оператора ковша. У нас его называли "стреловой". Он управлял вертикальным движением ковша, а не только сбросом грунта.
В Норильлаге в 1940ых экскаваторы фирмы "Бьюсайрус" потрудились изрядно. но это были современные, по ленд-лизу. Везли из Владивостока по ж/д в Красноярск, оттуда вниз по Енисею на баржах в Дудинку, а из Дудинки по местной ж/д в Норильск.
Да уж, по ленд-лизу чего только не поставляли.
Очень интересно.

Не понял только за счет чего рычаг ковша двигается. Думал там рейка какая-то снизу, но судя по последнему снимку - гладкая поверхность. Обрезиненный вал что-ли у тех колес посредине стрелы...

Ха. Ни у кого в попаданческих книгах такую технику не встречал. Паровозы есть, а экскаваторы - сразу на дизелях ГГ придумывает. А ведь эта техника и в детские стихи попала. :))
На коромысле ковша снизу - зубчатая рейка. На третьей фотке ее хорошо видно.

Edited at 2015-12-06 10:58 am (UTC)
Спасибо за статью!
1. А какова была судьба советских экскаваторов в годы ВОВ? Я про все типы. Полагаю часть потеряли на западе страны при отступлении, часть разбомбили и захватили во время судорожного возведения оборонительных линий, часть трудились на обслуживании эвакуации?
2. Использовали ли немцы эти трофеи? Наверно они не заморачивались с этим разношерстным парком паровых, дизельных, бензиновых и керосиновых экскаваторов?
Хотя вроде и немало их было «На 1935 г. в Советском Союзе работало около 1100 экскаваторов, главным образом иностранного производства.» Сколько всего перед войной было?