я

Запоздалые шедевры стимпанка

На помещенных внизу фотоснимках из рекламного буклета одной давно забытой американской автомобильной фирмы, казалось бы, вполне обычные легковые машины 20 годов прошлого столетия. С виду они ничем не отличаются от своих многочисленных современников, однако это тот самый случай, когда внешность - обманчива, а под вполне стандартными кузовами скрывается совсем не стандартная "начинка". Дело в том, что все эти автомобили - паровые.

stewart_archive_stanley_1918_model_735_sedan_with_wire_wheels

stewart_archive_stanley_1921_07_july_735_chassis_with_2_passenger_roadster_front

steam_vehicle_corp_1925_sv_252g_sedan_2_front

stewart_archive_stanley_1921_model_735f_brougham_five_passenger_2

Фирма Stanley Steam Vehicle Corporation, основанная братьями-близнецами Фрэнсисом и Фрилэном Стэнли, выпустила свой первый паромобиль еще в 1897 году. Машина оказалась весьма удачной и братьям удалось продать аж 200 экземпляров - очень неплохой результат по тем времнам.

С тех пор Стэнли навсегда остались верными паровому приводу. Даже в 1920-е годы, когда двигатель внутреннего сгорания прочно занял господствующее положение в автомобильной индустрии, а большинство автолюбителей смотрело на легковые "паровозы" с иронией, компания "Стэнли" продолжала делать паровики. И что удивительно, на них довольно долго находились покупатели, хотя эти машины были отнюдь не дешевыми. Так, модель 1921 года Stanley-740D (она - на 4-м фото) продавалась за 3950 долларов, при том, что фордовскую "жестянку Лиззи" можно было купить всего за 700, а вполне приличные автомобили с бензиновыми моторами стоили 1500-2000 долларов.

К тому времени Фрэнсис Стэнли скончался, а Фрилэн продал фирму Прескотту Уоррену, который сохранил торговую марку. Он позиционировал свои паромобили как престижные нишевые изделия для любителей старины и людей традиционных взглядов. Соответственно, салоны этих машин имели роскошную отделку из ценных пород дерева, натуральной кожи и слоновой кости, а кузова изготовлялись из дорогого, но нержавеющего алюминия.

И все же, удержаться в прошлом не удалось, спрос на паромобили неуклонно падал. Свой последний рекламный проспект с новыми моделями фирма "Стэнли" выпустила в 1924 году. А в следующем году предприятие, переставшее приносить прибыль, было закрыто.

Stanley_Steam_Engine,_6_horsepower

Двухцилиндровый автомобильный паровой двигатель "Стэнли" образца 1908 года мощностью 6 л.с.

Stanley_10HP_Engine_2
Stanley_10HP_Engine_1

Тоже двухцилиндровая, но 10-сильная паровая машина той же фирмы. Самые мощные паровые двигатели "Стэнли" имели мощность 20 л.с., что для начала 20-х годов считалось уже явно недостаточным.
steam_vehicle_corp_1924_750_chassis
Шасси автомобиля Stanley-750 с паросиловой установкой. Под капотом размещен котел с топкой, под передними сиденьями - водяной бак и бачок для пилотного топлива, а под задними - двигатель, жестко сблокированный с задним мостом. За ним - основной топливный бак.

Далее - паровики "Стэнли", сохранившиеся в музеях и у коллекционеров.

26-Stanley_Steamer_SV262_DV-08_BC_01

maxresdefault (1)

Stanley-Steamer-I1

stanley-1915

stanley-1919

735 Color Piping Diagram
Для особо продвинутых фанатов стимпанка - схема двигательной установки "Стэнли". Синим помечена вода, голубым - пар, красным - основное топливо, желтым - пилотное топливо,

А вот здесь можно почитать о спортивных и гоночных паровых автомобилях "Стэнли".

Recent Posts from This Journal

  • Смешались в кучу кони, люди...

    Ровно 370 лет назад, 20 августа 1648 года, у городка Ленс на территории современной Бельгии состоялось последнее сражение Тридцатилетней войны,…

  • С днем рождения, ДОСААФ!

    Сегодня у нас отличный праздник - годовщина образования Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. 20 августа 1951 года…

  • Число зверя

    Ровно 50 лет назад, 20 августа 1968 года в штабы Объединенной группы войск, сформированной для вторжения в Чехословакию, из Министерства обороны…

promo vikond65 май 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Шедевр!
Так и хочется спросить- а где же дымовая труба?
И где паровой ГУДОК?
А принцип-то "двигатель и мост в одном корпусе" интересен. Кажется, Кристи тоже этим баловался, только двигатель был уже ВС....
Паровозам в этом отношении гораздо проще, им не нужно сцепление и КПП.
Как бы не были "Стенли" хороши - но паровики братьев Доббл!!!!
Рекомендую:
В. А. Добровольский
Современные паровые автомобили и тракторы. [Djv-ZIP]
(Государственное научно-техническое издательство Украины, 1936)


Там среди прочих вкусностей есть отчёт об испытаниях Doble в СССР в 1935 году,

Защитить котёл от разрыва льдом можно несколькими способами. На мой взгляд особенно интересно применение в качестве
рабочего тела водного раствора аммиака, при том в цилиндры поступает перегретый аммиак, а вода служит в основном абсорбентом.
Увы, по Вашей ссылке: 404 Not Found

А насчет аммиака - это круто, особенно, учитывая, что аммиак является отравляющим веществом удушающего и нейротропного действия, вызывающим токсический отёк лёгких и тяжёлые поражения нервной системы, а его концентрация в воздухе, превышающая полтора грамма на кубометр, считается смертельной.
Доббль.
Я вижу про братьев Доббль раньше меня тут вспомнили. А ещё можно вспомнить о тоже братьях Бесслер, которым Абнер потом продал патент. А братья Бесслер повысили рабочее давление и перегрев, что резко повышает КПД. Они же, кстати, склепали Travel Air 2000. А после братьев Бесслер ещё была небезызвестная Хеншель. В их двигателях давление доходило до 100 атмофер, а пароперегрев до 500. У Добблей давление никогда не превышало 30 атмосфер, а перегрев, ЕМНИП, 300 градусов, т.е. даже не было закритическим. При этом Доббль весом в примерно 2 тонны жрал на сотню около 24 литров керосина. Это и для современного автомобиля не так уж плохо. А если учесть, что керосин можно легко заменить на практически любое жидкое топливо, то Доббль неожиданно становится экономичнее, чем современный автомобиль того веса.
Котёл.
Кстати, котёл Серполле у вас на фотографии сдаётся мне таки не со Стенли, а именно с Доббля. Очень вид характерный с боковым верхним вводом горелки, нижним выхлопом и противоточным змеевиком. А у стенлеевских машин, по-моему вообще котлов Серполле не было. И на схеме у вас приведён не Серполле, а типичный жаротрубный котёл.
Памятник паровичку Стэнли в мультфильме "Cars":




Edited at 2015-12-10 04:59 am (UTC)
Эк они надругались над дорогим элитным автомобилем. :)
А колёса!!! Пик совершенства технологий телеги.
Колеса - вполне обычные для легковушек тех времен.
Возможно когда-нибудь в будущем и автомобили с ДВС станут "престижными нишевыми изделия для любителей старины и людей традиционных взглядов" :)