я

Голубые Максы

6877637487_cf119dd78c_b

Сегодня исполнилось ровно 100 лет со дня вручения летчикам-истребителям Максу Иммельману и Освальду Бёльке высших наград Пруссии - орденов "За заслуги" (Pour le Merit). Статут этого ордена был столь высок, что награждение проводил лично кайзер Вильгельм. У немецких пилотов времен Первой мировой войны Pour le Merit считался самым престижным знаком отличия и носил неофициальное прозвище Blauer Max, то есть "Голубой Макс". Почему "голубой" - понятно, золотой орденский крест был покрыт светло-синей эмалью, а почему "Макс", я так и не выяснил. Возможно - в честь его первого кавалера среди авиаторов.

Иммельман и Бёльке получили свои ордена за то, что каждый из них одержал по восемь воздушных побед над английскими и французскими аэропланами. С тех пор в Германии пилотов, сбивших не менее восьми вражеских самолетов, называли асами и считали элитой истребительной авиации. У союзников планка стояла пониже, для вступления в "клуб асов" им хватало пяти побед. Впрочем, даже с этой поправкой к моменту награждения Иммельмана и Бёльке среди пилотов Антанты асов еще не было.

Первые "летающие тузы" недолго щеголяли своими красивыми голубыми крестами. До конца года, начавшегося для них столь позитивно, они не дожили. Иммельман был сбит и погиб 18 июня, успев одержать 15 воздушных побед, а Бёльке отправился вслед за ним в Валхаллу 28 октября, настреляв 40 вражеских самолетов. Обоим на момент гибели было по 25 лет.
На заставке - раскрашенные фотопортреты Иммельмана и Бёльке с "Голубыми Максами" на шеях.

ib_05_p

Иммельман еще без "главного" ордена на фоне своего истребителя "Фоккер Айндеккер", у которого зачем-то заретушировали пулемет и цилиндры двигателя.

HighFlight-Boelcke3

Бёльке в летном комбинезоне и тоже возле своего самолета.

311

Сгоревшие останки одной из жертв Освальда Бёльке - французского истребителя "Ньюпор" и его пилота.

fok-e1-4
Истребители "Фоккер" Е.I Макса Иммельммана и "Фоккер" Е.IV Освальда Бёльке.

Recent Posts from This Journal

  • Красный больше не опасный

    Ровно 100 лет назад, 21 апреля 1918 года, в воздушном бою погиб лучший летчик Первой мировой войны барон Манфред фон Рихтхофен. Его самолеты были…

  • "Томагавки" попали в Москву

    Подведем итог недавнего опроса по поводу доверия американским заявлениям относительно того, что все крылатые ракеты, запущенные по Сирии 14…

  • Загадка восставшего гетто

    Сегодня - 75-я годовщина начала восстания в варшавском гетто - одного из наиболее героических эпизодов участия евреев во Второй мировой войне.…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Мне думалось - "Мax" от слова "максимальный", т.е. наивысшая награда, но возможно Вы и правы.
Есть версия что орден получил свое имя по предистории

Курфюрст Фридрих Вильгельм I учредил военный орден Pour la générosité (за щедрость (души, а не кошелька) по образцу "Величайше благородного ордена подвязки", которым его наградили англичане. Отсюда и голубая лента и Макс - величайший на латыни.

Этот орден был пересоздан как чисто военный в 1740 - "за заслуги" с девизом - Ehrenkreuz für Frontkämpfer

НО навязывать эту версию не буду.

Кстати сэр Чарльз Дарвин то же кавалер этого ордена - его гражданской разновидности установленной Фридрихом Вильгельмом IV. А так же Симменс (Эрнст), Роберт Кох, Джузеппе Верди и Рентген.
Если отталкиваться от Вашей версии, то возникает вопрос, почему до ПМВ этот орден никто не называл "Блауэрмаксом"? Во всяком случае, мне ни разу не встречались упоминания о более ранних употреблениях данного прозвища.
Вот я потому и не настаиваю.

С другой стороны - ведь орден и подводники получали, и общевойсковики. Почему прилипло "летное" прозвище...

Хотя если по первому награждению в ПМВ? Веддиген - 24 октября 1914 - тогда почему Макс а не Отто.

Сухопутные еще больше крестов получили. в годы 1-й Мировой войны.Всего за в годы 1-й Мировой войны было 687 награждения этой наградой. 533 - в армии, 49 - на флоте, 80 - в авиации. Также награждены 20 иностранцев и 5 иных награждения.

Да, быстро ребят свалили. Не увидели они гигантских воздушных побоищ 1918 года.
Первый английский и французский асы их тоже не увидели.
Небольшая история из личного опыта боев. В Knights of the Sky Иммельман летал на коричневом E.1, по-моему. Мы летали на пару с товарищем. Я на одном 286-ом,товарищ на другом. Однажды товарищ отошел с боевого поста в тот самый момент, когда в воздухе появился коричневый самолет. Когда пилот вернулся на пост, то увидел, что за штурвалом сидит некий инженер дядя Коля, не имеющий ни малейшего боевого опыта и вообще не понимающий как стрелять (пули там летят по баллистической траектории, если кто помнит). Иммельман дядю Колю, ясно-понятно сбил и нарисовал себе на фюзеляже еще одну звездочку.

Мораль сей басни такова, если бы настоящие пилоты не отлучались от штурвала по разной нужде, Макс бы свой крест не получил и орден бы назывался по другому.
Я уверен, что Вы потом сурово отомстили Иммельману за дядю Колю.
Я то отомстил, конечно, да еще и Рихтгофена на красно-белом Albatros D.3 сбил (в 1916 году), но моего друга выходка дяди Коли сломала. Больше он за летный штурвал так и не сел.
Надо же, какой друг слабонервный. Таким нельзя в компьютерные игры, психика не выдержит.
Интересно, сохранила ли история имена тех героев, которые сбили этих нетопырей? И были ли эти "победители асов" чем-нибудь награждены за свою победу?
Иммельмана грохнул капрал Джордж Уоллер, воздушный стрелок английского бомбардировщика FE.2, его за это наградили "Военной медалью".
А с Бёльке - сложнее, до сих пор неизвестно. кто именно его сбил. Он погиб в групповом бою. в котором участвовало много самолетов с обеих сторон.
Джорджу Уоллеру - ура! ура! ура-а-а-а!!! :))

Большое спасибо за информацию. Хорошо, что англичанин не остался без награды.

Про Бёльке поискал информацию в интернете. Есть версия, что он погиб от столкновения с другим немецким самолётом.

Edited at 2016-01-13 10:58 pm (UTC)
///////йДжорджу Уоллеру - ура! ура! ура-а-а-а!!! :))

В общем, да, молодец. Иммельман был очень опасный хищник.

////////Кстати, 40 самолётов, сбитых Бёльке - это подтверждённая цифра? Нет ли приписок, каковыми немцы во все времена любили баловаться? Не порождение ли он пропаганды, такое же, как Эрих Хартман?

Сложный вопрос, но, насколько мне известно, у Хартмана приписок и фальсификаций было гораздо больше. На западном фронте немцы так не наглели, как на восточном. Это - отдельная и очень обширная тема, которой я пока не готов заниматься всерьез.
Я убрал слова про "приписки" (см. исправленный комментарий). То, что удалось найти в интернете о Бёльке, невольно внушает к нему уважение, хотя, конечно, вражина матёрый. Но - теоретик, "отец" истребительной авиации, никуда тут не денешься. При том, что свои теоретические наработки, не потерявшие актуальности и по сей день, он сделал в ещё очень юном возрасте.

У меня покойный тесть был танкист, говорит, что они в советские годы (!!!) учились по учебникам Гудериана.

Тот же случай, что и с Бёльке, причём в более радикальном варианте: Бёльке, по крайней мере, в насилиях над мирным населением был не замечен, да и проблематично это ему было, учитывая его военную специальность.

Edited at 2016-01-13 11:18 pm (UTC)
Да, это уже, как говорится, отдельная тема. Были профессиональные лётчики, которые насилиями над мирным населением не занимались.
Плюс голова, повторюсь, голова золотая - жалко, что не наша :))
Будь Бёльке россиянином - его фото щедро украсили бы мой журнал.

Edited at 2016-01-13 11:28 pm (UTC)
Так вывешивайте Северского, Казакова или того же Крутеня, который был знатным теоретиком воздушной войны.
А Северского-то зачем? :)
Да и Крутень был не столько теоретиком, сколько публицистом. В теории воздушной войны он ничего нового не выдумал.
а фильм "голубой макс" с урсулой андерс вы видели? как он вам показался?
Смотрел, конечно. Нормальный фильмец, если воспринимать его как художественный вымысел, а не как отражение реальных событий.
Я его первый раз увидел в 90-ые, на 1-ом канале (тогда там всякие клевые фильмы поздно ночью показывали). Глядел до самого утра, хотя утром надо было в школу чесать на контрольную. Запомнилось, что главный герой стал испытателем Fokker DVII и разбился в конце.

Хотя из воздушных фильмов мне еще запомнился "Голубой Гром" и "Великий Уолдо Пеппер".
ЕМНИП, он разбился на каком-то парасоле. Очевидно, это намек на Fokker D.VIII, у которого действительно были проблемы с прочностью крыла.