я

Голубые Максы

6877637487_cf119dd78c_b

Сегодня исполнилось ровно 100 лет со дня вручения летчикам-истребителям Максу Иммельману и Освальду Бёльке высших наград Пруссии - орденов "За заслуги" (Pour le Merit). Статут этого ордена был столь высок, что награждение проводил лично кайзер Вильгельм. У немецких пилотов времен Первой мировой войны Pour le Merit считался самым престижным знаком отличия и носил неофициальное прозвище Blauer Max, то есть "Голубой Макс". Почему "голубой" - понятно, золотой орденский крест был покрыт светло-синей эмалью, а почему "Макс", я так и не выяснил. Возможно - в честь его первого кавалера среди авиаторов.

Иммельман и Бёльке получили свои ордена за то, что каждый из них одержал по восемь воздушных побед над английскими и французскими аэропланами. С тех пор в Германии пилотов, сбивших не менее восьми вражеских самолетов, называли асами и считали элитой истребительной авиации. У союзников планка стояла пониже, для вступления в "клуб асов" им хватало пяти побед. Впрочем, даже с этой поправкой к моменту награждения Иммельмана и Бёльке среди пилотов Антанты асов еще не было.

Первые "летающие тузы" недолго щеголяли своими красивыми голубыми крестами. До конца года, начавшегося для них столь позитивно, они не дожили. Иммельман был сбит и погиб 18 июня, успев одержать 15 воздушных побед, а Бёльке отправился вслед за ним в Валхаллу 28 октября, настреляв 40 вражеских самолетов. Обоим на момент гибели было по 25 лет.
На заставке - раскрашенные фотопортреты Иммельмана и Бёльке с "Голубыми Максами" на шеях.

ib_05_p

Иммельман еще без "главного" ордена на фоне своего истребителя "Фоккер Айндеккер", у которого зачем-то заретушировали пулемет и цилиндры двигателя.

HighFlight-Boelcke3

Бёльке в летном комбинезоне и тоже возле своего самолета.

311

Сгоревшие останки одной из жертв Освальда Бёльке - французского истребителя "Ньюпор" и его пилота.

fok-e1-4
Истребители "Фоккер" Е.I Макса Иммельммана и "Фоккер" Е.IV Освальда Бёльке.

Recent Posts from This Journal

  • Ил-2 по-немецки

    Ровно 80 лет назад, 26 мая 1939 года впервые взлетел прототип немецкого штурмовика "Хеншель" Hs-129, который можно назвать аналогом…

  • Табор не ходит в небо

    Ровно 100 лет назад, 26 мая 1919 года, потерпел катастрофу прототип английского тяжелого бомбардировщика Таррант "Табор". От одного…

  • День, когда коммунисты сдали власть

    Сегодня - знаменательный день в российской, да и в мировой истории. Исполнилось ровно 30 лет со дня открытия Съезда Народных Депутатов СССР -…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Джорджу Уоллеру - ура! ура! ура-а-а-а!!! :))

Большое спасибо за информацию. Хорошо, что англичанин не остался без награды.

Про Бёльке поискал информацию в интернете. Есть версия, что он погиб от столкновения с другим немецким самолётом.

Edited at 2016-01-13 10:58 pm (UTC)
///////йДжорджу Уоллеру - ура! ура! ура-а-а-а!!! :))

В общем, да, молодец. Иммельман был очень опасный хищник.

////////Кстати, 40 самолётов, сбитых Бёльке - это подтверждённая цифра? Нет ли приписок, каковыми немцы во все времена любили баловаться? Не порождение ли он пропаганды, такое же, как Эрих Хартман?

Сложный вопрос, но, насколько мне известно, у Хартмана приписок и фальсификаций было гораздо больше. На западном фронте немцы так не наглели, как на восточном. Это - отдельная и очень обширная тема, которой я пока не готов заниматься всерьез.
Я убрал слова про "приписки" (см. исправленный комментарий). То, что удалось найти в интернете о Бёльке, невольно внушает к нему уважение, хотя, конечно, вражина матёрый. Но - теоретик, "отец" истребительной авиации, никуда тут не денешься. При том, что свои теоретические наработки, не потерявшие актуальности и по сей день, он сделал в ещё очень юном возрасте.

У меня покойный тесть был танкист, говорит, что они в советские годы (!!!) учились по учебникам Гудериана.

Тот же случай, что и с Бёльке, причём в более радикальном варианте: Бёльке, по крайней мере, в насилиях над мирным населением был не замечен, да и проблематично это ему было, учитывая его военную специальность.

Edited at 2016-01-13 11:18 pm (UTC)
Да, это уже, как говорится, отдельная тема. Были профессиональные лётчики, которые насилиями над мирным населением не занимались.
Плюс голова, повторюсь, голова золотая - жалко, что не наша :))
Будь Бёльке россиянином - его фото щедро украсили бы мой журнал.

Edited at 2016-01-13 11:28 pm (UTC)
Так вывешивайте Северского, Казакова или того же Крутеня, который был знатным теоретиком воздушной войны.
А Северского-то зачем? :)
Да и Крутень был не столько теоретиком, сколько публицистом. В теории воздушной войны он ничего нового не выдумал.