я

Голубые Максы

6877637487_cf119dd78c_b

Сегодня исполнилось ровно 100 лет со дня вручения летчикам-истребителям Максу Иммельману и Освальду Бёльке высших наград Пруссии - орденов "За заслуги" (Pour le Merit). Статут этого ордена был столь высок, что награждение проводил лично кайзер Вильгельм. У немецких пилотов времен Первой мировой войны Pour le Merit считался самым престижным знаком отличия и носил неофициальное прозвище Blauer Max, то есть "Голубой Макс". Почему "голубой" - понятно, золотой орденский крест был покрыт светло-синей эмалью, а почему "Макс", я так и не выяснил. Возможно - в честь его первого кавалера среди авиаторов.

Иммельман и Бёльке получили свои ордена за то, что каждый из них одержал по восемь воздушных побед над английскими и французскими аэропланами. С тех пор в Германии пилотов, сбивших не менее восьми вражеских самолетов, называли асами и считали элитой истребительной авиации. У союзников планка стояла пониже, для вступления в "клуб асов" им хватало пяти побед. Впрочем, даже с этой поправкой к моменту награждения Иммельмана и Бёльке среди пилотов Антанты асов еще не было.

Первые "летающие тузы" недолго щеголяли своими красивыми голубыми крестами. До конца года, начавшегося для них столь позитивно, они не дожили. Иммельман был сбит и погиб 18 июня, успев одержать 15 воздушных побед, а Бёльке отправился вслед за ним в Валхаллу 28 октября, настреляв 40 вражеских самолетов. Обоим на момент гибели было по 25 лет.
На заставке - раскрашенные фотопортреты Иммельмана и Бёльке с "Голубыми Максами" на шеях.

ib_05_p

Иммельман еще без "главного" ордена на фоне своего истребителя "Фоккер Айндеккер", у которого зачем-то заретушировали пулемет и цилиндры двигателя.

HighFlight-Boelcke3

Бёльке в летном комбинезоне и тоже возле своего самолета.

311

Сгоревшие останки одной из жертв Освальда Бёльке - французского истребителя "Ньюпор" и его пилота.

fok-e1-4
Истребители "Фоккер" Е.I Макса Иммельммана и "Фоккер" Е.IV Освальда Бёльке.

Recent Posts from This Journal

  • Кому на Руси жить хорошо

    Все-таки, напрасно врут и клевещут, будто в России живут припеваючи только олигархи. На самом деле это вовсе не так. На днях портал "…

  • Фиаско итальяно

    9 декабря 1940 года британские войска начали операцию "Компас" - первое крупное наступление сил антифашистской коалиции во Второй…

  • Слово патриарха

    Столп российского предпринимательства и главный нанист страны Анатолий Борисович Чубайс сегодня на форуме "Бизнес-общество-власть"…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Я убрал слова про "приписки" (см. исправленный комментарий). То, что удалось найти в интернете о Бёльке, невольно внушает к нему уважение, хотя, конечно, вражина матёрый. Но - теоретик, "отец" истребительной авиации, никуда тут не денешься. При том, что свои теоретические наработки, не потерявшие актуальности и по сей день, он сделал в ещё очень юном возрасте.

У меня покойный тесть был танкист, говорит, что они в советские годы (!!!) учились по учебникам Гудериана.

Тот же случай, что и с Бёльке, причём в более радикальном варианте: Бёльке, по крайней мере, в насилиях над мирным населением был не замечен, да и проблематично это ему было, учитывая его военную специальность.

Edited at 2016-01-13 11:18 pm (UTC)
Да, это уже, как говорится, отдельная тема. Были профессиональные лётчики, которые насилиями над мирным населением не занимались.
Плюс голова, повторюсь, голова золотая - жалко, что не наша :))
Будь Бёльке россиянином - его фото щедро украсили бы мой журнал.

Edited at 2016-01-13 11:28 pm (UTC)
Так вывешивайте Северского, Казакова или того же Крутеня, который был знатным теоретиком воздушной войны.
А Северского-то зачем? :)
Да и Крутень был не столько теоретиком, сколько публицистом. В теории воздушной войны он ничего нового не выдумал.