я

Деревянные рыбки Монтуриоля, продолжение

s9rNabk

Вторая субмарина Нарсиса Монтуриоля строилась методом краудфандинга. Изобретатель объявил общенародную подписку, и ему удалось настолько сильно заинтересовать соотечественников идеей подводного флота, что они собрали весьма приличную сумму в 300 тысяч песет. Для сравнения, на эти деньги можно было соорудить пять парусных фрегатов или два паровых. А Монтуриоль построил на них первую в мире подводную лодку с тепловым двигателем, получившую название "Иктинео-II". При этом изобретенный им двигатель был абсолютно уникальным.

Он представлял собой комбинированную паросиловую установку с шестью цилиндрами и двумя котлами. При движении на поверхности она действовала как обычная паровая машина с угольной топкой, которая разогревала один котел, работваший на три цилиндра. Перед погружением топку гасили, а под водой включался второй котел, тоже работавший на три цилиндра, но нагревавшийся за счет экзотермической реакции взаимодействия цинкового порошка с диоксидом марганца и хлоратом калия. При этой реакции выделялся кислород, освежавший атмосферу внутри корпуса.

"Иктинео-II" имел водоизмещение 46 тонн, длину 17 метров, а его прочный корпус вмещал до 20 человек. Мощность угольной паровой машины составляла 6 л.с., а "химической" - всего 2 л.с. Конечно, для 46-тонного судна этого было явно маловато. Поначалу Монтуриоль намеревался строить субмарину из металла, но набранной суммы на это не хватило. Поэтому "Иктинео-II", как и его предшественник, получился деревянным, лишь с отдельными металлическими деталями и узлами. И он так же был чисто экспериментальным, без каких-либо приспособлений для военного или коммерческого применения.

Субмарину спустили на воду в Барселоне весной 1865 года, а 22 мая она успешно совершила погружение на 30 метров, побив тем самым рекорд
"Иктинео-I". Однако двигатель при этом не включался. Потом в испытаниях почему-то наступил длительный перерыв. Возможно, изобретатель занимался доводкой силовой установки и внесением каких-то изменений в конструкцию. В 1867 году "Иктинео-II" уже ходил по поверхности на паровой тяге, достигнув 22 октября максимальной скорости 4,5 узла. Той же осенью предпринимались попытки задействовать химический парогенератор для подводного хода, но об их результатах ничего не известно. Можно лишь предположить, что они оказались не очень успешными.

Тем временем, деньги у Монтуриоля закончились, а поиски новых спонсоров и попытки выбить государственное финансирование успехом не увенчались. Мало того, от него, как от судовладельца, потребовали выплатить соответствующий налог за три года. А на изобретателе уже висели долги почти в 100 тысяч песет. Ему не оставалось ничего иного, кроме как объявить себя банкротом. Субмарину конфисковали в погашение задолженнности, а кредиторы, не зная, что с ней делать, в 1868 году отправили "Иктинео-II" на слом. Так закончились первые в Испании опыты по созданию подводных лодок.
На заставке -
"Иктинео-II" на слипе перед спуском на воду.

ictineo

Ictineo-II

Чертежи "Иктинео-II", на которых можно рассмотреть ее устройство. Хорошо видна двухкорпусная схема лодки.

44610024

389479

Полноразмерный макет "Иктинео-II", выставленный в морском порту Барселоны.

ictineo_001

Детали конструкции.  

Recent Posts from This Journal

  • Халхин-Гол: война в зените

    20 августа 1939 года, после долгой и тщательной подготовки советско-монгольские войска начали решающую наступательную операцию по окружению и…

  • Смешались в кучу кони, люди...

    Ровно 370 лет назад, 20 августа 1648 года, у городка Ленс на территории современной Бельгии состоялось последнее сражение Тридцатилетней войны,…

  • С днем рождения, ДОСААФ!

    Сегодня у нас отличный праздник - годовщина образования Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. 20 августа 1951 года…

promo vikond65 may 20, 14:54 26
Buy for 40 tokens
На сайте издательства "Пятый Рим" открыт заказ на мою книжку, которая в начале июня поступила в продажу. Там же можно скачать демку - первые 28 страниц. Приглашаю всех открыть ссылку. https://5rim.ru/product/velikaya-paragayskaya-voyna/
Больше всего я восхищен бортовыми обзорными иллюминаторами. Хотя не знаю, было ли время экипажу любоваться тамошними видами)))
(Anonymous)
Влияние Жюль Верна с его "Наутилусом"! Или Верн содрал идею окон у Монтуриоля? А может своим умом дошёл?
Роман Верна про "Наутилус" и его создателя вышел через 4 года после появления "Иктинео-II".
В такой лодке хорошо было бы жить членам тамбовской ОПГ, имущество которых недавно арестовали испанские прокуроры. То есть эта шлюпка хорошо подходит на роль символического мешка из поговорки: "В один мешок их всех - да в море". Отличный деревянный макинтош, амфибийный. Ну, англичане в силу своей сексуальной ориентации кожаные макинтоши любят - вспомним ДДжеймса Первого с его кожаной подлодкой, а у испанцев - всё серьёзно. Вещь !!!
Ага, причем не фантазия, а вполне реальная вещь.
Было же время когда ученые творили, а не занимались написанием никому не нужных диссертаций или созданием очередного айфона
круто
Действительно. 19 век - удивительная эпоха, когда один гениальный человек мог в гараже изобрести нечто прорывное. Теперь так не получается. Теперь изобретения вне громадной фирмы с миллиардами денег не могут состояться. Мне всегда грустно читать подобное...будто мы упустили некий альтернативный шанс
Первая лодка с тепловым дигателем
Вы пишете: "Монтуриоль построил на них первую в мире подводную лодку с тепловым двигателем, получившую название "Иктинео-II", датируете дату постройки 1865 годом, причём, как я понял, эксперимент не вполне удачен - не было подводного (или хотя бы полуподводного) хода от механического двигателя.
Я накопал упоминания о более ранних экспериментах:
1846 г. Подводная лодка Проспера Пейерна с паровым двигателем, первый опыт установки паровой машины на субмарину (Франция)
1863 г. «Плонже» Брюна и Буржуа – первая практическая подводная лодка с механическим (пневматическим) двигателем, правда - не тепловым. Наверно, самая известная лодка середины 19 века после Ханли.
Тем же 1865 годом датированы испытания лодки Вуда, Ли и Олстита с маломощной паровой машиной надводного хода и электромотором на гальванических батареях для подводного хода, первая в мире конфигурация «тепловой двигатель + электрический» (США).
Так что испанцы вроде как не пионеры подлодочного стимпанка. Но голову на отсечение не положу, сам не копался в архивах.
А вот двухкорпусная конструкция - респект, сейчас абсолютное большинство лодок или двух- или полуторакорпусные. Тут его приоритет никем не оспаривается.
Я этим увлёкся, когда писал стимпанковый роман "Подлодки адмирала Макарова" http://flibusta.is/b/318214 Был удивлён, когда узнал - сколько в мире было спущено на воду лодок с поршневыми паровыми машинами, они даже в Первую мировую воевали.
Re: Первая лодка с тепловым дигателем
В "Белладонне" Пейерна, судя по схеме, в принципе не предусматривалась возможность подводного хода, поэтому назвать ее подводной лодкой можно лишь весьма условно, скорее, погружающееся судно.
http://c8.alamy.com/comp/F4WKJ0/dr-antoine-prosper-payernes-19th-century-submarine-the-belledone-built-F4WKJ0.jpg
А что за лодка Вуда, Ли и Олстита? Никаких упоминаний о ней в англоязычных источниках я не нашел.
Re: Первая лодка с тепловым дигателем
Есть в Вики. А роман я давно писал, черновые материалы стёр. Но какой-то англоязычный источник точно был.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Re: Первая лодка с тепловым дигателем
Русопедию я, разумеется, читал, но там отсутствует ссылка на источник. А в англоязычной Википедии почему-то ничего подобного нет.
https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_submarines
Сдается мне, что это очередная мистификация.
долго колупаться лень. в англоязычных источниках много ссылок на эту паровую лодку 1863 г, но она полупогружная. впрочем, "ханли" тоже фактически полупогружная, хоть считается первой в мире, потопившей и т д
http://www.uh.edu/engines/epi381.htm
в принципе, я ещё в первом комменте написал, что в архивах не рылся :)
ссылка на "вуд, олстит" и т д есть у брокгауза-эфрона, м б оттуда копипастят десятилетиями
всё это сугубо эксперименты, оч далёкие от практического использования
интересные паровые лодки были у французов на рубеже веков, по ним куча книжек есть, включая переводную Лобёф-Стро
Прочел по Вашей ссылке:
The Union made only one submarine. They called it the Intelligent Whale.
"Интеллигентный кит" имел ручной привод. На нем не было паровой машины, а тем более - электродвигателя. И опять-таки - никаких упоминаний ни про Вуда, ни про Ли, ни про Олстита.
А в ЭСБЕ эти господа действительно упоминаются, но там сказано, что их лодка имела только паровой двигатель. Откуда же взялся электромотор? В общем, фигня какая-то.