я

Часы на рельсах

trevithick__s_1804_locomotive_by_vonbrrr-d3y3ydp
212 лет назад, 21 февраля 1804 года, произошло выдающееся событие, ознаменовавшее начало эпохи стимпанка. В Южном Уэльсе впервые отправился в путь первый железнодорожный состав на паровой тяге. Небольшой эшелон из пяти вагонеток, нагруженных десятью тоннами угля, приводился в движение сконструированным Ричардом Тревитиком паровозом "Пенидаррен" (Penydarren) - первым в мире локомотивом, пригодным для практического применения. Ранее такие составы буксировали лошади.

Хотя паровоз Тревитика продемонстрировал свою работоспособность, его конструкция была весьма несовершенна и во многом - нерациональна. В частности, топка располагалась очень неудобно, а уголь в нее можно было загружать только на стоянке. Кроме того, Тревитик зачем-то поставил огромный маховик и применил громоздкую, сложную и в принципе ненужную шестеренчатую трансмиссию, из-за которой его локомотив напоминал катящийся по рельсам часовой механизм. Трансмиссия "съедала" значительную часть мощности одноцилиндрового парового двигателя и сильно гремела при работе.


"Пенидаррен" эксплуатировался недолго. Уголковые L-образные рельсы, по которым он ездил, не были рассчитаны на его массу, поэтому вскоре один из уголков под ним лопнул и паровоз опрокинулся. Восстанавливать его не стали. Владелец железной дороги вернулся к конной тяге. Машину, опередившую свое время, отправили на слом, а Тревитик занялся проектированием более совершенного паровоза, построенного в 1808 году и получившего забавное название "Поймай меня, если сможешь" (Catch Me Who Cаn). Но это уже другая история.
На заставке - разрез первого паровоза и портрет его создателя.

Coalbrookdale_loco
Чертеж паровоза "Пенидаррен".

acnmw_acnmw_di003426_large
Современнй рисунок "Пенидаррена". В вагонетках изображены люди, однако этот паровоз применялся только для перевозки угля между городками Пенидаррен и Аберкэнон по железной дороге дороге протяженностью 16 километров.

10282751
Еще одна полуфантастическая картина, на которой паровоз Тревитика встретился на двухуровневой развязке с гораздо более поздним локомотивом. На самом деле повстречаться они никак не могли, поскольку паровозы, подобные едущему по мосту, появились лишь спустя 30 лет после "Пенидаррена".


Анимированное изображение "Пенидаррена".
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Общественностью. Стефенсона имя широко известно, а Тревитика нет.
Интересно, а каким образом Вам удалось выяснить мнение общественности по данному вопросу? По-моему, любой, мало-мальски знакомый с историей техники, знает, кто изобрел паровоз, поскольку это написано во всех соответствующих энциклопедиях и справочниках.
Про Стфенсона в школьных учебниках пишут (во всяком случае в мое время писали), про Тревитика нет.
В школьных учебниках писали, что Стефенсон изобрел паровоз? Не помню такого.
Писали, что до него были образцы паровозов, цеплявшиеся зубцами за рельсы. Имен их авторов не указывали. А потом пришел Стефенсон и построил первый "настоящий" паровоз.

Edited at 2016-02-22 11:03 am (UTC)
Бред какой-то. Я такого не помню, впрочем, в советских учебниках истории немало всякой ахинеи встречалось, так что, могли и это написать.
поддерживаю. Фамилию Стефенсона помню еще со школы.
ВОзможно дело в том, что Тревитик в конце-концов разорился, уезжал повоевать, вернулся и умер в нищете, а Стефансон создал несколько весьма удачных моделей паровозов и фактически ввел стандарт на ширину колеи...
В общем, история помнит удачливых. :)
Я бы выразился по-другому: популяризаторы истории, пишущие для массовой аудитории, предпочитают писать об удачливых.
Нууу, пожалуй соглашусь.
Хотя тут так получилось скорее всего из-за того, что образцы именно Стефенсоновского паровоза стали "завоевывать мир", ну и пошло-поехало. К тому же оба изобретателя были из одной страны и вопрос о приоритете "нации" не стоял.