я

Рокетмэн

goddardrocket_orig_big

Сегодня у землян знаменательная дата в истории освоения космического пространства. Ровно 90 лет назад, 16 марта 1926 года, американский изобретатель Роберт Годдард запустил первую в мире ракету на жидком топливе. И хотя это была всего лишь маленькая и неуклюжая экспериментальная модель, которая взлетела только на 12 метров, фактически она являлась прообразом всех нынешних космических ракет.

Модель имела оригинальную "рамную" схему. Для обеспечения устойчивости в полете Годдард разместил двигатель вверху, а баки с топливом и окислителем - внизу. Топливом служил бензин, окислителем - жидкий кислород, подача этих веществ в камеру сгорания осуществлялась сжатым азотом, то есть, была применена вытеснительная схема питания двигателя, которая и сейчас используется во многих жидкостных ракетах. На заставке слева - Годдард со своим первым изделием незадолго до пуска. Справа - вторая, увеличенная модель, запущенная через месяц.

В американском руководстве не оценили перспективности "игрушек" Годдарда. Несмотря на многократные просьбы, он так и не получил поддержки от государства и был вынужден заниматься своими исследованиями на преподавательские заработки и на деньги спонсоров, которых постоянно не хватало. Тем не менее, в 1926 - 1942 годах он с несколькими помощниками, работавшими "за идею", построил и испытал 35 различных ракет. Несмотря на то, что эти ракеты делались, как говорится, "на коленке", в слабооборудованной мастерской и за копейки, в них были впервые применены многие технические решения, впоследствии ставшие классикой мирового ракетостроения.

Для стабилизации полета использовались газовые рули, работавшие от гироскопического автопилота, камера сгорания и сопло двигателя охлаждались компонентами топлива, а в 1936 году Годдард впервые построил и испытал многокамерный ЖРД. В 1938 году он решил заменить вытеснительную систему подачи турбонасосами, что позволяло значительно облегчить ракету, однако не смог найти фирму, которая согласилась бы за небольшие деньги сделать соответствующий агрегат с необходимыми параметрами.

Наивысшего результата из всех годдардовских ракет достигло изделие L-B, которое 27 февраля 1937 года взлетело на высоту примерно 3000 метров. Между тем, с начала 1930-х годов в Германии тоже велись аналогичные изыскания, причем там они имели щедрое государственное финансирование. На ракетную программу работали сотни инженеров и техников, обладавшие всем необходимым, вплоть до целых заводов. Неудивительно, что к концу десятилетия немцы намного опередили американского "кустаря-одиночку". Уже в декабре 1937 года ракета А-3 достигла высоты 12 км, а в 1942-м следующая модель А-4 поднялась на 94 километра и упала в 193 километрах от точки запуска. Годдард о таких результатах даже не мечтал.

Позже на базе А-4 сделали боевую баллистическую ракету V-2, ставшиую одной из технических сенсаций Второй мировой войны, однако, это уже другая история.

Henry_Sachs_with_Robert_Goddard's_Rocket_in_New_Mexico_-_GPN-2002-000136

Одна из ранних годдардовских ракет без оболочки. Хорошо виден двигатель (еще без рубашки охлаждения), а также сварные баки для топлива, окислителя и сжатого азота.

Goddard_Rocket_With_Turbopumps_-_GPN-2002-000140

Сборка более крупной ракеты на стапеле.

742b0acdc_b

Годдард (второй справа) и его добровольные помощники позируют с ракетой "тип 4", которая поднялась на 610 метров.

HighFlight-Goddard3

Доставка ракеты на пусковую позицию. Всё очень скромно, по-деревенски.

132834

Силовая установка ракеты с четырьмя камерами сгорания, запущенной в ноябре 1936 года. К сожалению, эта ракета взлетела всего на 60 метров и взорвалась.

4244612403_fc13dcd80d_b

Хвостовая часть одной из наиболее совершенных годдардовских ракет с газовыми и аэродинамическими рулями.
promo vikond65 октябрь 30, 2012 13:17 389
Buy for 50 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
Годард был довольно зажиточным человеком - кроме того что профессор (правда ассоциейтед, то есть приглашенный, но по тем временам то же неплохо) владел очень крупной фермой - но почти все деньги потратил на свои эксперименты с ракетами. От разорения спасал другой патент Годдарда - на выпрямитель для сильных токов, с него время от времени поступали отчисления

Настоящий энтузиаст, где то в 1942м правительство США стало дискутировать о выплате ученому денег за его исследования, но до самой смерти Годдарда это была дискуссия только. Правда раз ему дали по правительственному контракту крупную сумму (что то около 60 000 долларов) - на эти деньги была в конечном итоге уже другими инженерами сконструированна "Базука" (кстати на все работы ушло 12 лет, от первого эксперимента до серии)
Прототип бузюки Годдард продемонстрировал еще в 1918 году. Если бы американцы клювами не щелкали, они могли бы к началу ВМВ уже давно иметь ее на вооружении.
>Прототип бузюки Годдард продемонстрировал еще в 1918 году.

Именно - но только в 1930м сотрудники военного полигона таки СОГЛАСИЛИСЬ оные прототипы испытать. И только после этого пришли к выводу что штука полезная.

Инерция мышления.
Хорошая статейка. По заказу культурного атташе посольства США написана, не ? Фонда "церкви сайентологии" ? Китайцы не обидятся на неё ? Английские джентльмены-гомосексуалисты-патриоты ?

Ну - у китайцев ракеты применялись широко. Например один багдыхан из династии Минь хотел... править небом - земли ему было мало - улетел туда на стуле с сорока ракетами !!! Гомосеки применяли ракеты аж в наполеоновских войнах - у видного гомосексуалиста Веллингтона были целве ракетные части. А "рокетмен"(тм) - это торговая марка Элтона Джона - джентльмена, гомосексуалиста и патриота.

Так что пиндосовские голодранцы из времён Великой Депрессии сильно припозднились со своим сайентологическим "изобретением".
Здесь, как с фон Карманом и Малиной, помогал лет 10 Гуггенхайм.

Вообще выходит, что именно Гуггенхеймы создали космонавтику США. Ну а Годдард был, конечно, самым ярким изобретателем. А еще он был популяризатором космонавтики, журналистом.

Edited at 2016-03-17 11:32 am (UTC)
ракеты для освоения космоса, это хорошо )))
правда, за 90 лет двигатель к этой ракете можно было бы модернизировать, хотя бы до 100 скоростей звука...
однако, сегодня симбиоз коптера с мини дирижаблем в качестве личного летающего транспортного средства гораздо актуальнее космической ракеты перед глобальным похолоданием...
Одни говорят "потепление", другие - "похолодание"...
после потепления через 30 лет будет резкое похолодание атмосферы, люди будут перемещаться по воздуху, в поисках мест жизни на Земле...Человечество начнёт обживать пещеры и строить подземные и подводные города. Искусственное солнце станет необходимостью через 100 лет..
Одни измеряют, другие говорят. Различить легко.
>однако, сегодня симбиоз коптера с мини дирижаблем в качестве личного летающего транспортного средства гораздо актуальнее космической ракеты перед глобальным похолоданием...

Дирижабли в холода не айс. Обмерзают. Экипаж "Италии" и кинофильм "Красная палатка" с Шоном Коннери гарантируют нам это :-)
А потом приехал фон браун и построил всю ракетную отрасль в сша.
Не всю. Даже космические исследования вскоре стали вести с помощью Space Shuttle. А уж военные быстро и настойчиво избавлялись от наследия.
Ну ... Часть ракетной отрасли Фон-Брауна успешно переехала в СССР.

У автора рассказывается о ракетах А-3 и А-4 которые проектировали в Германии.
(А - от немецкого слова Aggregat )

Для полноты картины стоило упомянуть о ракете А-7 разработку которой те же самые немецкие специалисты продолжили в КБ-88 Королева и которую только в 1957 году переименовали в Р-7.

Жидкостными ракетами? Поздравляю, это великое историческое открытие.