Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Сказки финского леса

Пока я отражал нашествие зергов на Галактику, парадоксы "зимней войны" 1939-40 годов продолжали будоражить неокрепшие умы и провоцировать интернет-дискуссии. На днях эта тема снова всплыла в блоге известного финского марксиста-антисталиниста kommari . Там же в стотысячный раз был затронут вопрос о применении авиации в советско-финском конфликте. В этой связи я решил смахнуть пыль с одной своей древней статейки, опубликованной еще в 2000 году в журнале "Авиамастер", и выложить ее здесь. Несмотря на то что с момента этой публикации прошло уже 13 лет, она нисколько не устарела и сейчас.


Ни для кого не секрет, что боевое применение авиации в Зимней войне 1939-1940 годов в течение долгого времени было одной из наименее освещенных страниц истории советских ВВС. С наступлением «эпохи гласности» положение резко изменилось. Наконец появилась возможность заполнить этот пробел, дать полную и объективную картину событий. Но, к сожалению, до сих пор ничего подобного так и не было сделано.

Единственным исключением является недавно вышедшая книга С.Тикельтауба и В.Степакова «Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 годов». Книга содержит ценный исторический материал, но, как видно из названия, в ней рассмотрен только один узкий аспект данной темы. К тому же очень малый тираж (всего 500 экземпляров) при довольно высокой цене делает это издание недоступным большинству читателей. Между тем, в течение последних лет одна за другой выходят статьи и целые книги, представляющие историю советско-финской воздушной войны в весьма искаженном виде.

Главную мысль подобных публикаций можно свести к утверждению, что «маленькие, но гордые» финские ВВС чрезвычайно успешно противостояли огромной воздушной мощи «кровавого сталинского режима», нанеся ей колоссальный урон, а сами вышли из этой войны чуть ли не победителями, да еще и с минимальным уроном. Единственное, с чем здесь можно согласиться, так это с тем, что ВВС РККА на протяжении всей войны действительно обладали абсолютным численным превосходством.

Но сторонники «нового взгляда на историю» идут гораздо дальше. Вот несколько цитат из книги Бориса Соколова «Тайны финской войны». «Уровень летной подготовки и тактической грамотности подавляющего большинства советских летчиков был крайне низок». «Финские пилоты (...) наголову превосходили советских коллег». «Первые же воздушные бои показали, что советская авиация воевать не умеет». И наконец - «Пилоты с синими свастиками одолели краснозвездных соколов»! Вот так, ни больше, ни меньше.

От Соколова не отстает и другой «великий историк» нашего времени Игорь Бунич, чьими творениями буквально завалены полки книжных магазинов. В своей книге «Гроза» он пишет: «Немногочисленные финские летчики (...) доблестно вступали в бой с воздушными армадами «сталинских соколов», постоянно одерживая победы в воздушных поединках».

Попробуем разобраться, на чем основаны и насколько справедливы подобные оценки. Оговорюсь сразу, что все дальнейшие рассуждения базируются только на открытых данных российской и зарубежной печати, то есть на тех самых данных, которыми пользовались (или могли воспользоваться) вышеназванные авторы.

Начнем с соотношения потерь противоборствующих сторон. Буквально все зарубежные историки (а вслед за ними и многие наши) с непоколебимой уверенностью заявляют, что советские потери в самолетах превосходят финские раз этак в 10-12. Однако приводимые ими цифры заметно «гуляют», что само по себе не может не вызывать подозрений. К примеру, поляк Павел Пжимушала в книге «Зимняя война» пишет, что финны сбили в воздушных боях 207 советских самолетов, 314 - числится на счету зенитной артиллерии, а еще 55 сбито ружейно-пулеметным огнем пехотных частей. Общее же число потерь советских ВВС Пжимушала оценивает в 783 самолета (удивительная точность, непонятно только, с какого потолка он взял эту цифру).

Популярный английский историк Роберт Джексон в книге «Красные соколы» утверждает, будто финские истребители сбили 280 советских самолетов, зенитчики - 314, да еще «не менее 400» разбилось в авариях.

Александр Котлобовский в журнале «Мир авиации» №1-92 сообщил, что по официальным финским данным один только истребительный авиаполк LeR-2 уничтожил 293 самолета, плюс 12 воздушных побед одержала отдельная эскадрилья «Гладиаторов», укомплектованная шведскими добровольцами. Согласно тому же автору число побед финских зенитчиков вырастает до 330.

Уже упоминавшийся Борис Соколов назвал цифру «293» как общее количество побед финской авиации, включая пять истребителей, якобы сбитых стрелками бомбардировщиков «Бленхейм». Но всех переплюнули польские авторы Зигмунт Чарнотта и Збигнев Мошуманский, написавшие книгу с тем же, что и у Пжимушалы, названием «Зимняя война». Если верить этой книге, финские истребители одержали аж 518 побед, а зенитчики - еще 280!

Посмотрим теперь, как подобные заявления коррелируются с реальными цифрами. Согласно отчетам авиаполков, журналам боевых действий и иным  архивным документам, за время войны ВВС РККА потеряли 224 самолета сбитыми или совершившими вынужденные посадки за линией фронта. Еще 86 числятся пропавшими без вести и 181 проходит по графе «погибло и повреждено в авариях и катастрофах» (небоевые потери). Последней цифры мы пока касаться не будем, ибо ясно, что к этим потерям финская авиация отношения не имеет. Боевые потери авиации Балтфлота составляли 17 машин, небоевые - 46. ВВС Северного флота закончили войну без потерь.

Отчетным документам авиачастей вполне можно верить, так как составлялись они не для публики и отнюдь не в пропагандистских целях. К тому же штабистам было просто невыгодно занижать свои потери, ведь боевые задачи им ставили, исходя из фактического наличия авиатехники (понятно, что самолеты, сбитые вчера, сегодня на бомбежку не пошлешь).

Таким образом, даже если считать сбитыми все самолеты, севшие на вражеской территории или пропавшие без вести (хотя, это далеко не так), то максимум, на что могли реально претендовать финские летчики и зенитчики - 327 побед (224+86+17). Как видим, эта цифра примерно соответствует той, которую ставит себе в заслугу одна только финская зенитная артиллерия. Но что же тогда остается на долю истребителей?

Справедливости ради надо заметить, что наши летчики также вольно или невольно завышали число своих побед. По официальным советским данным, ВВС РККА и авиация Балтфлота уничтожили 362 финских самолета. В действительности потери финнов не столь значительны. Для начала посмотрим, что пишут по этому поводу уже цитированные авторы. Любопытно, что все они ссылаются на официальные финские данные, тем не менее, приводимые ими числа варьируются.

Так в книге Чарнотты и Мошуманского фигурирует цифра в 70 самолетов, а у Пжимушалы - 74, из которых 8 - небоевые потери. Автор «Красных соколов» Роберт Джексон уверен, что финны потеряли всего 62 самолета, а еще 69 были "серьезно повреждены". Котлобовский, а вслед за ним Соколов пишут, что финны признали потерю 67 самолетов, но из них лишь 21 - в воздушных боях. Они также указывают на 69 поврежденных машин, но не говорят об их дальнейшей судьбе. В общем же, почти все авторы дают примерно сходные числа, а любые попытки оспорить их ныне считаются чуть ли не дурным тоном…

И все же, позволю себе усомниться в непогрешимости официальной финской статистики. Как ни странно, повод для этого дают сами финны, а именно их данные о количественном составе финских ВВС в ходе войны. К началу конфликта они обладали 152 военными самолетами (см. табл.), из которых 145 входили в боевые авиаполки первой линии. Кроме того, в Финляндии было примерно 140 связных, учебных, транспортных, санитарных и спортивных машин различных типов главным образом местной постройки («Вийма», «Туйску», «Сааски» и др.). Многие из них активно применялись на фронте, но никаких данных об их боевой работе и о потерях финны не публикуют, поэтому нам придется в дальнейших расчетах оставить эти аэропланы «за скобками».

Как известно, во время Зимней войны Финляндию активно поддержали ее западные союзники, прежде всего Великобритания, Франция и Швеция. Производились закупки вооружений и в других странах. Всего до момента заключения перемирия в страну поступило 195 самолетов. Некоторые из них, впрочем, достались финнам слишком поздно и не успели принять участие в боевых действиях, но сейчас речь не об этом.

А теперь - внимание, начинается самое интересное. Суммируя итоги первых двух колонок таблицы, получаем, что в ходе Зимней войны финские ВВС «пропустили через себя» 347 самолетов. В то же время, согласно опять-таки финским данным (K.Keskinen, K.Steinman. Ilmavoimat Talvisodassa), к концу войны в частях первой линии осталось только 166 машин, в том числе 128 боеспособных.

Нетрудно заметить, что разница составляет ни много ни мало 181 самолет. Вычтем отсюда старые истребители («Яктфальки», «Гаунтлеты», и «Геймкоки»), которые в основном использовались как учебные, а также все прочие типы, чьи потери нам неизвестны (в таблице напротив них стоят знаки вопроса).

Даже если представить, будто эти машины вообще не несли потерь, выходит, что в ходе войны финны лишились 129 самолетов (см. итог последней колонки). И это без учета того, что многие истребители и бомбардировщики к концу войны фактически представляли собой металлолом, годный только на запчасти. К примеру, уже после подписания мирного договора финны списали пять поврежденных в боях «Бленхеймов».

Я вполне допускаю, что немалая доля потерь вызвана небоевыми причинами. Но тогда надо признать, что в финских ВВС была высока аварийность, а это не вяжется с утверждениями об исключительном мастерстве «пилотов с голубыми свастиками».

Динамика численности самолетного парка ВВС Финляндии в советско-финской войне
(таблица составлена на основе финских источников)
Тип самолета На начало
войны
Поступило На конец
войны
Потери
Истребители
«Фоккер» D.XXI 36 - 24 12
Бристоль «Бульдог» 12 2 101 4
Глостер «Геймкок» 9 - ? ?
Глостер «Гладиатор» - 42 22 20
Глостер «Гонтлет» - 22 ? ?
«Фиат» G-50 - 34 23 11
«Моран-Солнье» MS-406 - 30 23 7
Брюстер «Буффало» - 72 6 1
Хаукер «Харрикейн» - 112 10 1
ASJA «Яктфальк»3 - 3 ? ?
Бомбардировщики
Бристоль «Бленхейм» 17 22 19 20
«Дуглас» DC-24 2 1 1 2
ДБ-3 (трофейный) - 1 1 -
Разведчики, легкие бомбардировщики и многоцелевые машины
«Фоккер» C.V. 13 3 6 10
«Фоккер» C.X. 31 - 12 19
Блэкборн «Райпон» 14 - 5 9
VL «Котка» 6 - 2 4
Хаукер «Харт»5 - 5 2 3
Уэстланд «Лайсендер» - 22 1 1
«Юнкерс» F-13 2 1 ? ?
«Юнкерс» W-34 и K-43 5 7 7 5
«Кольховен» FK-52 - 2 2 -
Авро «Энсон» 3 - ? ?
Fi-156 «Шторх» 2 - ? ?
Итого 152 195 1666 1296

1 В январе 1940 года уцелевшие к тому моменту "Бульдоги" были отведены в тыл из-за неспособности противостоять советским самолетам.
2 Согласно официальным финским данным, эти машины прибыли слишком поздно и не успели принять участие в боях "зимней войны", а потери случились в результате аварий.
3 Шведские истребители устаревшей модели. Применялись в качестве учебных.
4 Транспортно-пассажирские самолеты, применявшиеся в роли ночных бомбардировщиков.
5 Эти самолеты состояли на вооружении отдельной шведской добровольческой эскадрильи «Флюгфлотилия 19», воевавшей на северном участке фронта.
6 Данные неполные.

Продолжение следует
Tags: ВВС, История, СССР, Советско-финская война, авиация, контрпропаганда
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments