Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Продолжение сказок финского леса

959px-Finnish_Aviation_Museum_Gloster_Gamecock_fuselage_wreck_20090419

Если просуммировать боевые и небоевые потери, то получится, что советская авиация потеряла в «зимней войне» 554 самолета, а финская, как минимум, - 129 (на самом деле наверняка больше, но ради «чистоты эксперимента» будем оперировать только доказанными цифрами). Видно, что разница - очень значительна, хотя и не столь огромна, как это стараются представить любители превращать «белые пятна» истории в «черные». Но почему же все-таки возникла эта разница? Быть может, действительно, всему виной фатальная безграмотность и неподготовленность советских пилотов, а также убогость техники и бездарность командования? Попробуем разобраться.



Во-первых, надо учесть, что советская авиация вследствие многократного численного перевеса действовала гораздо активнее финской. Всего в Зимней войне участвовало примерно 4000 советских самолетов. Из них потеряно 554, то есть около 14%. Финны же лишились почти 40% своей авиации, в том числе более 90% от ее первоначального состава. Только благодаря активному ввозу самолетов из-за границы им удалось сохранить боевой потенциал своих ВВС.

За время военных действий «сталинские соколы» совершили в общем счете 100 940 боевых вылетов (84 307 - сухопутная авиация и 16 633 - морская), финны же - менее 7000. Следовательно, в советской авиации один потерянный самолет приходится на 182 вылета, а в финской - примерно на 50. Таким образом, в процентном отношении потери финских ВВС превышают советские в три с половиной раза!

И это в условиях, когда советским авиаторам почти все время приходилось воевать над чужой территорией, где любая вынужденная посадка неизбежно означала потерю машины, а порой и жизни. Кстати, причиной такой посадки, помимо вражеской пули, могло быть что угодно: обледенение, отказ двигателя, потеря ориентировки и многое другое, но финны в любом случае объявляли самолет сбитым, поскольку для них это было важно в пропагандистском отношении.

Финская авиация находилась в гораздо более выгодной ситуации. Придерживаясь, в основном, пассивной оборонительной тактики, она почти всегда действовала над своей территорией. Даже бомбардировщики не летали глубоко в советский тыл, ограничиваясь работой в прифронтовой полосе. Поэтому у финнов почти всегда была возможность эвакуировать и восстанавливать подбитые машины. И, разумеется, в списках безвозвратных потерь эти машины не значатся. Кроме того, подобная тактика резко снижала риск заблудиться (места-то знакомые) и вероятность поражения зенитным огнем (разве что, свои могли обстрелять по ошибке).

На размеры потерь большое влияние оказывали исключительно сложные природно-климатические условия зоны военных действий: ледяные туманы, морозы, доходящие до 40 градусов, аэродромы, занесенные снегом, световой день продолжительностью всего 6-8 часов, а на севере, вообще, полярная ночь. Разумеется, климат одинаково влиял на обе стороны, но, поскольку советская авиация была гораздо более многочисленной, небоевые потерь в абсолютном выражении у нее также намного выше, и это вполне естественно.

Подводя итог вышесказанному, придется сделать вывод, что в силу объективных причин значительно более крупные цифры потерь советских ВВС в "зимней войне" были абсолютно неизбежны. Но объяснять это тем, что финские летчики очень хороши, а советские, наоборот, из рук вон плохи, значит либо сознательно лгать, либо не понимать сути произошедшего. Более того, возьму на себя смелость утверждать, что «феноменальные успехи» и «минимальные потери» финских ВВС в Зимней войне - не более чем пропагандистский миф.

Для подкрепления этого мифа на западе, а теперь и у нас бесконечно описывают один и тот же бой, в котором финский ас Йорма Сараванто якобы в одиночку сбил 6 советских бомбардировщиков. Таким способом читателям пытаются внушить, будто вся воздушная война над Финляндией протекала в подобным стиле, тем более что никто из авторов не приводит противоположных примеров. Однако примеры были. Взять, хотя бы, один из боев, произошедший 29 февраля 1940 года, когда советские истребители сбили (по финским данным!) пять «Гладиаторов» и «Фоккер» D-XXI, потеряв всего один И-16.

За все время боев финские ВВС фактически не сделали ничего, что могло хоть как-то повлиять на общий ход войны. Ни на одном участке фронта они не смогли воспрепятствовать наступлению советских войск или хотя бы нанести им заметный урон. Не смогли они и помешать воздушным налетам на тыловые объекты. Единственной серьезной помехой для таких налетов была погода. Финским истребителям оказалось не под силу даже защитить от бомбежек собственные аэродромы, из-за чего им приходилось все время скрываться от авиаударов, то и дело меняя места дислокации.

Участие в войне финской бомбардировочной авиации было крайне незначительным, хотя потери она понесла весьма ощутимые. В ходе войны советские бомбардировщики сбросили на противника 25 646 тонн бомб, а финские – почти в 140 раз меньше, всего-навсего 184 тонны. Весьма показательно, что многие наши солдаты, прошедшие Зимнюю войну от начала и до конца, вообще ни разу не видели финских самолетов в воздухе.

Советская авиация, напротив, внесла заметный вклад в победный для нас итог конфликта. Даже историки на западе вынуждены признать, что из-за постоянных налетов краснозвездных бомбардировщиков были сильно затруднены военные поставки в Финляндию через морские порты на Балтике и в Ботническом заливе. Серьезным разрушениям подверглась финская железнодорожная сеть. К концу войны движение поездов по ней сократилось вдвое. Осуществляя изоляцию района боевых действий, наши летчики систематически атаковали транспортные средства на дорогах, ведущих к фронту. В результате финнам пришлось прекратить перевозки в светлое время суток.

Впрочем, все это вполне естественно, учитывая многократное численное превосходство и высокую активность советской авиации.
Tags: ВВС, История, СССР, Советско-финская война, авиация, контрпропаганда
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments