я

Трамваи на веревочках

cablecarKopie

Нет, речь не об игрушках. Не так давно я разместил цикл статей о городском общественном транспорте эпохи стимпанка. Их можно найти по тэгу "транспорт". Но кое-что было упущено, причем - весьма интересное. Я говорю о так называемых канатных или тросовых трамваях, приводимых в движение стационарным паровым двигателем посредством длинных канатов или тросов, проложенных в желобах между рельсами. Эти трамваи не надо путать с фуникулерами, поскольку, в отличие от фуникулеров, их вагоны не прикреплены намертво к тяговым "струнам". Они могут отцепляться и останавливаться в любом месте, а затем - вновь начать движение, если вагоновожатый включит зажим. Также, в отличие от кареток фуникулера, они оборудованы тормозами.

Изобретателем канатного трамвая считается американский генерал Эбнер Даблдэй, запатентовавший эту машину в 1873 году. И в том же году первая линия такого трамвая была пущена в Сан-Франциско, причем она действует до сих пор, хотя паровой привод давно заменен электрическим. В дальнейшем, до конца XIX века, канатные трамваи появились во многих американских и европейских городах, а в Глазго в 1896 году заработал первый и единственный в мире канатный метрополитен. Только в 1935 году его оснастили обычными электропоездами.

Между тем, появившиеся вскоре после изобретения Даблдэя электрические трамваи оказались гораздо более выгодными в экономическом плане и намного более удобными. Прокладка линии электротрамвая стоила вдвое дешевле, чем канатного, а его эксплуатация обходилась дешевле почти в шесть раз. К тому же, на канатном трамвае невозможно регулировать скорость движения, а желоб с тросом зимой забивается снегом и льдом, из-за чего этот вид транспорта сложно и хлопотно использовать в холодных районах.

Единственным очевидным преимуществом "канатника" является возможность преодолевать крутые подъемы, недоступные обычным трамваям. Но такие участки пути встречаются крайне редко, поэтому к середине ХХ канатные трамваи почти повсеместно были заменены электрическими, либо вообще исчезли. Только канатный трамвай Сан-Франциско сохранен в качестве городской достопримечательности, памятника истории и туристического аттракциона. На заставочном фото он карабкается в гору на фоне здания шведского и норвежского консульств.

brooklyn

Слева - приводная станция канатного трамвая с тремя мощными паровыми машинами, справа - поперечный разрез вагона и рельсового пути.

philadelphia-Scientific-American

Рисунки из журнала "Сайентифик Эмерикэн" с изображениями стационарного оборудования канатного трамвая Филадельфии.

chicagocablecar

Полуоткрытый вагон чикагского канатного трамвая.

img993

Закрытый вагон более позднего образца.

cccrc_csh_train
Схема сочлененного канатного трамвая с тяговым и прицепным вагонами.

cincinatti Closed Trailor 14
Утепленный канатный трамвай из города Цинциннати с печным отоплением.

cablerpo

Почтовый вагон канатного трамвая.

Cable_car_on_Yesler_Way_at_3rd_Avenue_in_1940-seattle

В Сиэттле канатный трамвай продержался до 1940-х годов.

Grip_car_and_trailer_car_of_cable_street_railway,_Seattle,_1888

В конце XIX века по "тросовым" маршрутам Сиэттла ходили такие миниатюрные сочлененные трамвайчики.

cincinatti Auburn Grip Car 21
Тяговый вагон канатного трамвая Цинциннати.

sdcab_fairchild

Канатный трамвай из Сан-Диего.

Urbana-team-

И он же - на фото.

cccrc_fig_5
Путевое хозяйство канатного трамвая представляло собой довольно непростую конструкцию.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов,…
"а в Глазго в 1896 году заработал первый и единственный в мире канатный метрополитен"
Ну, строго говоря, фуникулер в Стамбуле на Галате метрополитеном считается, так что в Глазго не единственный в мире канатный метрополитен:)
Я написал, чем отличается фуникулер от трамвая. Можно добавить, что и от метрополитена - тоже.