я

Трамваи на веревочках

cablecarKopie

Нет, речь не об игрушках. Не так давно я разместил цикл статей о городском общественном транспорте эпохи стимпанка. Их можно найти по тэгу "транспорт". Но кое-что было упущено, причем - весьма интересное. Я говорю о так называемых канатных или тросовых трамваях, приводимых в движение стационарным паровым двигателем посредством длинных канатов или тросов, проложенных в желобах между рельсами. Эти трамваи не надо путать с фуникулерами, поскольку, в отличие от фуникулеров, их вагоны не прикреплены намертво к тяговым "струнам". Они могут отцепляться и останавливаться в любом месте, а затем - вновь начать движение, если вагоновожатый включит зажим. Также, в отличие от кареток фуникулера, они оборудованы тормозами.

Изобретателем канатного трамвая считается американский генерал Эбнер Даблдэй, запатентовавший эту машину в 1873 году. И в том же году первая линия такого трамвая была пущена в Сан-Франциско, причем она действует до сих пор, хотя паровой привод давно заменен электрическим. В дальнейшем, до конца XIX века, канатные трамваи появились во многих американских и европейских городах, а в Глазго в 1896 году заработал первый и единственный в мире канатный метрополитен. Только в 1935 году его оснастили обычными электропоездами.

Между тем, появившиеся вскоре после изобретения Даблдэя электрические трамваи оказались гораздо более выгодными в экономическом плане и намного более удобными. Прокладка линии электротрамвая стоила вдвое дешевле, чем канатного, а его эксплуатация обходилась дешевле почти в шесть раз. К тому же, на канатном трамвае невозможно регулировать скорость движения, а желоб с тросом зимой забивается снегом и льдом, из-за чего этот вид транспорта сложно и хлопотно использовать в холодных районах.

Единственным очевидным преимуществом "канатника" является возможность преодолевать крутые подъемы, недоступные обычным трамваям. Но такие участки пути встречаются крайне редко, поэтому к середине ХХ канатные трамваи почти повсеместно были заменены электрическими, либо вообще исчезли. Только канатный трамвай Сан-Франциско сохранен в качестве городской достопримечательности, памятника истории и туристического аттракциона. На заставочном фото он карабкается в гору на фоне здания шведского и норвежского консульств.

brooklyn

Слева - приводная станция канатного трамвая с тремя мощными паровыми машинами, справа - поперечный разрез вагона и рельсового пути.

philadelphia-Scientific-American

Рисунки из журнала "Сайентифик Эмерикэн" с изображениями стационарного оборудования канатного трамвая Филадельфии.

chicagocablecar

Полуоткрытый вагон чикагского канатного трамвая.

img993

Закрытый вагон более позднего образца.

cccrc_csh_train
Схема сочлененного канатного трамвая с тяговым и прицепным вагонами.

cincinatti Closed Trailor 14
Утепленный канатный трамвай из города Цинциннати с печным отоплением.

cablerpo

Почтовый вагон канатного трамвая.

Cable_car_on_Yesler_Way_at_3rd_Avenue_in_1940-seattle

В Сиэттле канатный трамвай продержался до 1940-х годов.

Grip_car_and_trailer_car_of_cable_street_railway,_Seattle,_1888

В конце XIX века по "тросовым" маршрутам Сиэттла ходили такие миниатюрные сочлененные трамвайчики.

cincinatti Auburn Grip Car 21
Тяговый вагон канатного трамвая Цинциннати.

sdcab_fairchild

Канатный трамвай из Сан-Диего.

Urbana-team-

И он же - на фото.

cccrc_fig_5
Путевое хозяйство канатного трамвая представляло собой довольно непростую конструкцию.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Интересно, как устроена канатная стрелка и как эти трамвайчики останавливаются на остановках? Отцепление от каната (постоянно движущегося) или остановкой самого канатного барабана на "базе"?
Странно! Пропустил!!! Глаза ринулись дальше по тексту, мозг не успел. Но стрелки! Стрелки!)))))