я

Эх, дороги...

Сейчас по интернету гуляет симпатичная подборка американских раскрашенных ретрофоток с автомобилями и мотоциклами 1920-40 годов. Ко мне в ленту за последние два дня упало уже с десяток ссылок на разные блоги, которе ее перепостили.
В общем, подборка как подборка, ничего особенного, но одна фотография меня зацепила. Вот эта:

0_14ad20_579980e0_orig

Слегка погуглив, я выяснил, что на ней изображена семья американского фермера из штата Оклахома, разорившегося из-за засухи и великой депрессии. В 1936 году этот фермер решил перебраться с семейством в соседний штат Нью-Мексико и устроиться там батраком на хлопковую плантацию. В момент переезда его и сфотографировали. В общем, обычная история для тех времен, а необычное (по крайней мере, для меня) в ней то, что автомашина стоит на вполне нормальном, даже по нынешним меркам, асфальтированном шоссе, да еще и с разметкой.

И это не урбанизированное Атлантическое побережье или промышленный регион Великих озер, а самая глухая глубинка, полупустыня, где на многие десятки километров не было никаких городов и поселков. В те времена плотность населения Нью-Мексико составляла менее двух человек на квадратный километр, тем не менее по штату уже проходила ровная асфальтовая трасса, а возможно, что и не одна.

В этой связи вспомнилось, что первая в СССР полностью заасфальтированная магистраль Москва-Минск протяженностью 719 км была открыта лишь в 1956 году, а шоссе между Москвой и Ленинградом длиной 706 км получило твердое покрытие на всем своем протяжении только в 1958-м, через год после запуска первого спутника. Причем на части пути это был даже не полноценный асфальт, а гравий, залитый гудроном (так называемое "черное покрытие"). Ширина шоссе тогда составляла всего 7 метров, потом его расширили до 10,5 и лишь намного позже оно приобрело современный вид. При этом в США к 1960 году суммарная протяженность одних только высокоскоростных хайвеев превышала 550 тысяч миль, то есть, 890 тысяч километров.

Думаю, это среди прочего стоит иметь в виду тем, кто любят рассуждать, что СССР в сталинские времена быстрыми темпами догонял Запад. В чем-то - догонял, а в чем-то, наоборот, - фатально отставал, причем отставание с годами только нарастало.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Да и строить в США их начали давным-давно, ещё в 19-м веке, 1876 - первые опыты, лет через 15 стали массово строить дороги. В России опыты были только в городах (Москва, Питер).

В конце 19 века были объективные причины неразвитости шоссейных дорог в России - протянули железку, конные дороги потеряли бОльшую часть перевозок (мощёные дороги составляли около 1%). Ремонтировали дороги земства, у которых денег было кот наплакал. Автомобилей было мизерное количество, то же самое было в 20-е годы до начала индустриализации. Проекты дорог были в конце 30-х (пятилетка 1938-42), но потом война и всё (кстати, множество именно мирных проектов было похоронено войной - новые типы техники - трамваи, троллейбусы, скоростные паровозы, дороги, каналы). Инструкции по применению твёрдых покрытий были разработаны в 1928 г. перед войной все отрезки с твёрдым покрытием составляли около 30 тыс. км (больших трасс не было, да, не успели).

Во время ВОВ было разрушено больше 90 тыс. км дорог, а мостов тоже около 90 тыс. там не до асфальта было, хотя бы грунтовки восстановить. План масштабного строительства именно дорог с твёрдым покрытием был принят в 1950 г., что логично - восстановили, а потом модернизируют.

К тому же США после своей Гражданской развивались ровно, на Первой Мировой войне заработали огромные бабки. Россия понесла огромные убытки и потери от Первой Мировой и нашей Гражданской. Денег на мирные проекты в Америке было навалом, у нас пришлось, опять-таки, чтобы выжить под натиском потенциальных врагов, кидать всё на оборонку.



И таки да, климат, морозы :) Отчего то самые лучшие древние мощёные дороги - в странах с тёплым климатом - Рим, Персия. Более северная империя франков уступала по качеству дорожной сети римлянам, а про Русь, Польшу и германские государства вообще промолчим.
В США за пределами городов к 1900 году было всего 1200 км шоссейных дорог, мощеных кирпичом, булыжником или брусчаткой. Асфальт и бетон ранее не применялись. Фактически вся автодорожная сеть страны создана уже в ХХ веке.
Ну конечно в 20 веке, было бы странно если бы автодорожную сеть стали строить раньше массового распространения автомобилей )
По дорогам можно ездить не только на автомобилях. Дороги с твердым покрытием активно строили еще в Римской Империи. Некоторые из них используются до сих пор.
Разумеется, но строить сеть таких дорог в трансконтинентальном масштабе рационально только когда на это есть реальная необходимость - автомобильная в данном случае. До же этого все было завязано на ЖД в основном.