я

Эх, дороги...

Сейчас по интернету гуляет симпатичная подборка американских раскрашенных ретрофоток с автомобилями и мотоциклами 1920-40 годов. Ко мне в ленту за последние два дня упало уже с десяток ссылок на разные блоги, которе ее перепостили.
В общем, подборка как подборка, ничего особенного, но одна фотография меня зацепила. Вот эта:

0_14ad20_579980e0_orig

Слегка погуглив, я выяснил, что на ней изображена семья американского фермера из штата Оклахома, разорившегося из-за засухи и великой депрессии. В 1936 году этот фермер решил перебраться с семейством в соседний штат Нью-Мексико и устроиться там батраком на хлопковую плантацию. В момент переезда его и сфотографировали. В общем, обычная история для тех времен, а необычное (по крайней мере, для меня) в ней то, что автомашина стоит на вполне нормальном, даже по нынешним меркам, асфальтированном шоссе, да еще и с разметкой.

И это не урбанизированное Атлантическое побережье или промышленный регион Великих озер, а самая глухая глубинка, полупустыня, где на многие десятки километров не было никаких городов и поселков. В те времена плотность населения Нью-Мексико составляла менее двух человек на квадратный километр, тем не менее по штату уже проходила ровная асфальтовая трасса, а возможно, что и не одна.

В этой связи вспомнилось, что первая в СССР полностью заасфальтированная магистраль Москва-Минск протяженностью 719 км была открыта лишь в 1956 году, а шоссе между Москвой и Ленинградом длиной 706 км получило твердое покрытие на всем своем протяжении только в 1958-м, через год после запуска первого спутника. Причем на части пути это был даже не полноценный асфальт, а гравий, залитый гудроном (так называемое "черное покрытие"). Ширина шоссе тогда составляла всего 7 метров, потом его расширили до 10,5 и лишь намного позже оно приобрело современный вид. При этом в США к 1960 году суммарная протяженность одних только высокоскоростных хайвеев превышала 550 тысяч миль, то есть, 890 тысяч километров.

Думаю, это среди прочего стоит иметь в виду тем, кто любят рассуждать, что СССР в сталинские времена быстрыми темпами догонял Запад. В чем-то - догонял, а в чем-то, наоборот, - фатально отставал, причем отставание с годами только нарастало.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Ну, мне кажется, вы тут не по делу сравниваете. В 20-30х годах Америке нужны были дороги под фордики - их делали. В 30х годах СССР нужнее были просто грамотные - и занималилсь всесоюзным ликбезом. У меня даже бабка-покойница фамилию рисовать научилась, хотя на что уж была женщина-кремень! До смерти в 88м не могла простить Сталину коллективизированную корову.

Кроме того, учитывайте, что 36й год - разгар рузвельтовского нового курса, с натуральными трудовыми армиями, которые, собственно, и строили эти дороги в никуда (при Сталине бы грохнули, как саботажников), потому что нужно же было занять миллионы людей, чтобы и с голоду не померли, и марсксистскую революцию не замутили.
Точнее, не как саотажников, а как вредителей и расхитителей.

Наконец-то хоть кто-то знающий историю США появился. А то наш начитанный ТС  историю читал похоже как то не так. А вот плюнуть на Россию конечно не забыл.

Ну так что, конкретные возражения по тексту заметки будут? Или ваши способностей хватило только на слово "плюнуть"? :)
СССР и современная Россия - прямо враждебные государства. Враждебные по государственной идеологии, по экономической системе и социальному устройству. Не вижу в упор, как критика СССР может затрагивать Россию.
И кто же вам поведал, что это "дороги в никуда"? Или это ваше собственное умопостроение? А если да, то на чем оно основано?

Edited at 2016-04-10 05:00 pm (UTC)
"В никуда" - это фигура речи. На канцелярите я бы написал: неоправданные текущими экномическими потребностями затраты. Куда-то, наверное, тянули... хотя, может, и в никуда тоже, и потом уже на том конце образовывалось поселение или производство. Но это даже неважно, потому что Россия, что в царском виде, что в советском такие фортели позволить себе не могла. Да и сейчас не может.

Имхо, ближайший аналог - нынешние "мертвые" города в Китае, которые штампуют как на конвейере, а заселить некем. Тоже ведь когда-нибудь обживут, но не все. А сколько развеется в пыль, непредсказуемо. Никогда не узнаем. Нужно это прямо здесь и сейчас, чтобы сжечь лишние деньги и не дать загнуться перекормленной стройидустрии. А ведь кто-то на полном серьезе выдает это за достижение.
Зато в царское время Россия могла позволить себе тратить деньги на дворцы для царских любовниц и на линкоры, которые всю войну простояли у причалов, а их команды дурели от безделья и слушали революционных агитаторов.
А в советское время СССР мог себе позволить штамповать десятками тысяч танки, самолеты и ядерные боезаряды, а заодно - тратить миллиарды на поддержку "дружественных" папуасских режимов.
Кстати, при словах "дорога в никуда" сразу вспоминаются "трансполярная магистраль" Салехард-Игарка и Сахалинский тоннель. Очевидно, в послевоенном СССР деньги и прочие ресурсы было просто некуда девать, если решили замутить эти "очень актуальные" и очень дорогостоящие проекты.
Я тоже могу расписать "бессмысленные траты" тех же штатов. Вот зачем они тратили едва не четверть госбюджета на лунную программу? Чисто ради понтов - "мы первые"? Чем же тогда хуже советская программа масштабного освоения севера (кроме того, что неудачная и нераспиаренная)?

Нет, речь о другом: о вынужденной, сознательной и спланированной акции, никакого отношения к тогдашней чисто рыночной экономике не имеющей. Людей нужно было чем-то занять, что давало бы минимальный заработок в ситуации, когда экономика рухнула и не требовала всех этих работ. Она потом поднялась и, конечно, воспользовалась результатами трудармий - дорогами, мостами, капитальными зданиями. Сколько пошло в дело, а сколько так и развеялось в дым - вопрос темный, американцы не страдают комплексом неполноценности за свою историю и не воюют с ней.

Но это была другая экономика, достаточно сказать, что перемены по масштабу сравнимы с нашей коллективизацией - американская глубинка снялась с дедовских ранчо и массово переместилась в города людьми третьего сорта. Да и демографические потери впечатляют: семь миллионов душ.

В общем, нельзя эти злосчастные дороги выдавать за достижение. Выкручивались как могли. Не от хорошей жизни делали.
Вы всерьез считаете, что американцы строили шоссе лишь потому, что им людей нечем было занять? И о каких семи миллионах душ идет речь?
(Anonymous)
Как раз наоборот, дороги строились куда надо, именно потому, что текущие экономические затраты на них были оправданны. Например тогда вполне обоснованно считали, что лучше потратить деньги на строительство, чем на пособия по безработице и хоть на строительство уйдёт денег больше, но зато за эти деньги будет виден вполне ощутимый результат в виде дорог, мостов, канав и даже предметов науки и искусства, правительство США поддерживало и такую работу.