я

Эх, дороги...

Сейчас по интернету гуляет симпатичная подборка американских раскрашенных ретрофоток с автомобилями и мотоциклами 1920-40 годов. Ко мне в ленту за последние два дня упало уже с десяток ссылок на разные блоги, которе ее перепостили.
В общем, подборка как подборка, ничего особенного, но одна фотография меня зацепила. Вот эта:

0_14ad20_579980e0_orig

Слегка погуглив, я выяснил, что на ней изображена семья американского фермера из штата Оклахома, разорившегося из-за засухи и великой депрессии. В 1936 году этот фермер решил перебраться с семейством в соседний штат Нью-Мексико и устроиться там батраком на хлопковую плантацию. В момент переезда его и сфотографировали. В общем, обычная история для тех времен, а необычное (по крайней мере, для меня) в ней то, что автомашина стоит на вполне нормальном, даже по нынешним меркам, асфальтированном шоссе, да еще и с разметкой.

И это не урбанизированное Атлантическое побережье или промышленный регион Великих озер, а самая глухая глубинка, полупустыня, где на многие десятки километров не было никаких городов и поселков. В те времена плотность населения Нью-Мексико составляла менее двух человек на квадратный километр, тем не менее по штату уже проходила ровная асфальтовая трасса, а возможно, что и не одна.

В этой связи вспомнилось, что первая в СССР полностью заасфальтированная магистраль Москва-Минск протяженностью 719 км была открыта лишь в 1956 году, а шоссе между Москвой и Ленинградом длиной 706 км получило твердое покрытие на всем своем протяжении только в 1958-м, через год после запуска первого спутника. Причем на части пути это был даже не полноценный асфальт, а гравий, залитый гудроном (так называемое "черное покрытие"). Ширина шоссе тогда составляла всего 7 метров, потом его расширили до 10,5 и лишь намного позже оно приобрело современный вид. При этом в США к 1960 году суммарная протяженность одних только высокоскоростных хайвеев превышала 550 тысяч миль, то есть, 890 тысяч километров.

Думаю, это среди прочего стоит иметь в виду тем, кто любят рассуждать, что СССР в сталинские времена быстрыми темпами догонял Запад. В чем-то - догонял, а в чем-то, наоборот, - фатально отставал, причем отставание с годами только нарастало.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
(Anonymous)
Как раз наоборот, дороги строились куда надо, именно потому, что текущие экономические затраты на них были оправданны. Например тогда вполне обоснованно считали, что лучше потратить деньги на строительство, чем на пособия по безработице и хоть на строительство уйдёт денег больше, но зато за эти деньги будет виден вполне ощутимый результат в виде дорог, мостов, канав и даже предметов науки и искусства, правительство США поддерживало и такую работу.